kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

МЕТОДЫ   КВАЛИМЕТРИИ   В   ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Квалиметрия (в переводе с греческого — измерение качества) — это область знания, посвященная методам количественного оценивания качества любых объектов (живой и неживой природы). Используя методы квалиметрии, можно найти количественные оценки качества различных объектов: зданий, оборудования, инструментов, лечебных препаратов; продукции, услуги, персонала и т.д.

Не может остаться вне сферы приложений квалиметрии и здравоохранение, т.к. его задачи ориентированы на оценку качества:

  • индивидуального здоровья, здоровья тех или иных групп населения, общественного здоровья;
  • жизни;
  • деятельности объектов здравоохранения (лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранением, учреждений службы Роспотребнадзора и т.д.);
  • медицинской помощи в целом;
  • отдельных медицинских услуг;
  • производственных объектов, воздействующих на человека и окружающую среду;
  • объектов внешней среды, используемых человеком и т.п.

Для оценки их качества квалиметрия предоставляет общие принципы получения количественных оценок качества, на основе которых обеспечивается переход к определенным решениям относительно оцениваемых объектов.

Основная задача квалиметрии состоит не столько в получении количественных оценок качества объектов и разработки алгоритмов перехода от оценок по единичным показателям к оценкам по всей их совокупности (комплексным показателям), сколько в принятии на их основе решений о качестве объектов, а при необходимости и по управлению качеством этих объектов.

Важным отличием квалиметрического оценивания от обычного обследования объекта, будь то человек или лечебно-профилактическое учреждение является обеспечение максимальной объективизации процесса поиска решений по оцениваемому объекту.

Количественная оценка качества объектов (продукции, процессов услуг и т.д.) нужна для принятия решений, которые вытекают из различных значений этой оценки. Именно набор решений позволяет определить окончательный состав показателей, используемых в расчетном алгоритме определяющих показателей и способы операций с этими показателями. Таким образом, целью разработки квалиметрической методики является создание формализованной системы перехода от оценок объекта по определяющим показателям к принимаемым решениям.

Методы квалиметрии более эффективны не тогда, когда решение может быть принято на основании замеров одного-двух показателей (хотя есть и такие квалиметрические методики), но в сложных ситуациях, когда для выбора правильного решения необходимо оценивание многих частных показателей и строго продуманная система вычислительных и логических операций с ними.

Наибольший эффект применение квалиметрии может дать в тех случаях, когда ее методы включены в общие циклические процессы, как например, в разработанной системе непрерывного повышения качества работы объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением и т.д.). В основу этой системы заложена методика квалиметрического анализа. Система представлена двумя циклами: оперативным и стратегическим.

ОПЕРАТИВНЫЙ ЦИКЛ

Приступая к работе на объекте здравоохранения (в лечебно-профилактическом учреждении, органе управления здравоохранением и др.), организатор (возможно в будущем врач-квалиметролог, менеджер качества) начинает оценивание качества деятельности объекта здравоохранения (лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением и т.п.) с выполнения квалиметрического анализа существующего технологического процесса, осуществляемого в учреждении.

Что такое квалиметрический анализ? Это такая совокупность организационных действий, которая позволяет быстро выявить факторы, негативно влияющие на качество условий труда и качество выполнения производственных функций, найти количественные оценки значимости этих факторов и немедленно выработать рекомендации по устранению наиболее негативно влияющих. Выполнение параллельно или последовательно квалиметрического анализа по выявлению факторов, позитивно влияющих на качество деятельности в том же учреждении, позволяет разработать рекомендации по их сохранению, расширению, если они имелись в этом учреждении и внедрению в случае их отсутствия, таким образом, повышая мотивацию сотрудников к непрерывному улучшению качества работы.

Квалиметрический анализ факторов, влияющих (отрицательно или положительно) на качество деятельности объекта здравоохранения может быть проведен и среди других групп потребителей, например пациентов, контролирующих структур и т.д. Это позволит комплексно, с позиций, если не всех, то большинства групп потребителей, провести оценивание деятельности объекта здравоохранения.

Необходимо создать такую систему взаимоотношений с администрацией, при которой администрация способствовала бы внедрению рекомендаций, полученных по результатам квалиметрического анализа, а работники, участвовавшие в квалиметрическом анализе, получали бы материальное или моральное поощрение. Это приведет к росту авторитета организатора, проводившего квалиметрический анализ, и облегчит его дальнейшую работу по совершенствованию качества деятельности объекта здравоохранения, путем последующего периодического проведения квалиметрического анализа.

Цикл повышения качества

Циклический процесс непрерывного повышения качества работы ЛПУ:
1 - оперативный цикл; 2 - стратегический цикл

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Цикл предусматривает создание кратко- и среднесрочного прогнозирования, т.е. выявление будущих требований потребителей (например, лиц, которым оказывают медицинские услуги, и сотрудников лечебно-профилактических учреждений здравоохранения). Прогнозирование сочетается с количественной оценкой временных и экономических ресурсов, которые будут затрачены на удовлетворение этих потребностей, а также с оценкой масштаба влияния, которое окажет удовлетворение требований для этих потребителей.

Квалиметрический анализ позволяет выявить будущие требования к качеству деятельности объекта здравоохранения с позиций разных групп потребителей. Однако выявленные будущие требования потребителей не могут быть немедленно приняты к исполнению. Необходимо выполнить еще и средне- и долгосрочный прогноз новых технологий, включающий в себя появление медицинской техники, работающей на новых принципах, устройств медицинского назначения, предназначенных для выполнения новых функций, новых методов лечения и лекарственных веществ, новых методов организации работы, и производить оценивание значимости прогнозируемых потребительских требований с учетом этих данных.

Необходимо систематически, например, 1 раз в 6 мес, составлять сводный перечень рекомендаций для администрации учреждения здравоохранения по генеральным путям совершенствования качества работы и услуг, ближайшим, первоочередным задачам удовлетворения этих требований.

Естественно, что все эти рекомендации организатор должен корректировать путем повторного проведения прогнозных разработок не реже 1 раза в год.

В дальнейшем, в данной главе в основном будет описана методика оперативных процессов в квалиметрии на примере оценивания качества деятельности лечебно-профилактического учреждения путем проведения квалиметрического анализа по выявлению факторов, отрицательно влияющих на качество медицинской помощи, оказываемой в этом ЛПУ.

Продолжение: Общие понятия квалиметрии.


 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----