kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 
Непонятый ребенок

Болезнь — это стесняемая в своих проявлениях жизнь. Слова эти принадлежат Марксу. И никогда ни у одного врача или философа я не встречал более точного подхода к проблеме.

непонятный трудный ребенок

Иными словами, если мы позволим жизни развиваться соответственно ее изначальному генетическому коду, то мы увидим, что жизнь будет развиваться по строго заданным законам: сперва — начало и развитие жизни, затем — ее расцвет и совершенствование и только потом уничтожение.

Если же мы видим, что "уничтожение жизни", т. е. болезнь, начинается буквально с первых дней или лет, мы должны заподозрить, что какое-то проявление этой жизни было остановлено или подавлено внешними или внутренними условиями. Это главная идея, из которой я исхожу, когда стараюсь построить модель выздоровления человека.

Есть три области, наиболее сильно влияющие на жизнедеятельность человека, — сфера психики, двигательный режим и обменные процессы. Последние происходят в организме без нашего осознанного участия.

Рождается ребенок. По моим представлениям, он рождается с определенными личностными качествами, причем жестко детерминированными. Это позволяет выделить основные психологические типы личности, которые изначально заложены в маленьком существе.

Прежде всего это тип лидерский, когда ребенку хочется быть обязательно первым, неважно в чем, где и когда.
Второй тип личности в психологии называется "привязанным". Для такого ребенка важно быть с кем-то рядом — человеком или любым живым существом, т. е. быть с кем-то в паре.
Еще один тип мы называем "общественным типом". Маленький человек должен быть в коллективе, неважно в каком. Он должен быть в команде. Ему неважно, быть лидером или нет — это не принципиально для него, но ему нельзя находиться одному.

Представьте себе, что ребенок-лидер пришел в детский сад. Но в этом саду есть свои определенные правила поведения. Например, нужно спать днем или не играть в шумные игры после еды, а ребенок этого делать не хочет. То есть он нарушает правила данного заведения, и, следовательно, он — плохой. А раз он плохой, то у детей он не может быть лидером, потому что он не выполняет правила игры, которые здесь заведены.

Это похоже на то, как если бы знаменитый футболист Пеле пришел в баскетбольную команду и сказал: "Я — Пеле и буду у вас главным нападающим", а ему бы ответили: "У нас другие правила игры, ты нам не нужен". И он не может быть лидером, хотя он — Пеле. Ребенок, который не может себя проявить в данном качестве начинает испытывать сильный дискомфорт, — он уже ущербен, он не проявляет себя. Но ведь он находится в детском саду днями, месяцами и годами, т. е. постоянно находится в стрессовой психологической ситуации.

непонятный трудный ребенок

В конце концов ребенок должен найти для себя психологическую нишу, где он будет лидером, и подростком он уходит в подворотню. Там его понимают, там его правила игры.

Я взял для примера одно личностное качество, но есть другие, более тонкие планы бытия, допустим, стремление жить в каком-то определенном цвете. Сегодня мы знаем, что каждый человек имеет свою цветовую зависимость, это определенное вибрацирионное поле проживания, и оно тоже врожденное. Специальными методиками можно подобрать цвет среды обитания человека, который будет ему комфортен. Даже такое кажущееся несущественным нереализованное начало в конце концов блокирует жизнедеятельность человека, может привести к самым разным болезням.

Теперь поговорим о двигательной реализации. Опять же каждый ребенок имеет свой тип двигательной активности, который также изначально в нем заложен. Представьте, что ребенку в том же детском саду предлагается какая-то игра, а ему эта игра не свойственна. Или родители отдают мальчика в секцию гимнастики, а он по своей природе — спринтер. Ребенок получает стресс на уровне движений, поскольку он неправильно развивается, потому что любое непопадание в тип двигательной активности нарушает все процессы правильной жизнедеятельности организма. Это противоречие опять же ведет к болезням.

Даже национальность человека имеет в этом смысле большое значение. Современная диетология доказывает, что любая национальная общность обязана сохранять свой тип питания, т. к. в противном случае люди, принадлежащие к этой общности, будут болеть. Не зря набожные, к примеру, евреи предпочитают не есть свинину. Это связано с отработанными веками механизмами питания, перешедшими на уровень биохимических и обменных процессов в организме.

У некоторых детей вызывают аллергию морковь и красные сорта овощей — это первое свидетельство нарушения обменных процессов. Но мама, которая считает, что это полезно, не учитывает этого важного фактора. Она искренне убеждена, что поступает правильно, потому что кормит ребенка витаминами. В конце концов у него блокируется желание вообще питаться овощами, а затем развивается тяжелое аллергическое заболевание.

Итак, во всех случаях происходит как бы блок индивидуальных проявлений ребенка, который в конце концов обязательно приведет к болезням по известному алгоритму — от эмоций к подсознанию, от подсознания к физическим органам. Выходит, что больной ребенок — это всегда в каких-то личностных проявлениях заблокированный ребенок.

трудный ребенок

Мы искренне считали, что ребенок — это мягкая послушная глина, и мы ее усердно лепим по своему образу и подобию. На этой концепции построена вся наша педагогика. Чтобы говорить об истинном понимании ребенка, необходимо принять совершенно иную идею о том, что ребенок рождается гораздо более совершенным, чем взрослый человек. Он приходит в мир с незаблокированными жизненными проявлениями. Ему еще никто не сказал, что он не умный, никто ему еще не сказал, что он не способный, ему никто не поменял присущий ему от природы тип питания и движения. Поэтому он полностью готов к этой жизни.

Взрослый человек, который уже приобрел огромное количество блоков, начинает воспитывать ребенка, и невольно он навязывает ему те блоки, которые свойственны именно этому взрослому человеку. На самом деле, все навыки ребенок должен получить сам. Он в этой жизни должен проявить свою природу. А взрослый человек должен только предоставить ему такую возможность.

Если ребенок заболел, то это подсказка окружающим, что какая-то область его жизнедеятельности стеснена или подавлена. В этом смысле мы должны сказать "спасибо" болезни. Нужно отнестись к ней, как к хорошему уроку.

К примеру, у ребенка частые отиты. Мы, родители, прежде всего должны понять, что происходит. Возможно, на уровне эмоций у ребенка перенапрягается зона слуха, и он просто отключает эту зону. Значит, ребенок находится в очень шумной среде, и его организм устает, ему необходимо отдохнуть от шума. Если ребенок вообще стал плохо слышать, это может означать, что он просто не желает этого делать. Все это свидетельствует о том, что эмоциональная среда, в которой он находится, неблагоприятна для него.

Далее мы понимаем, что если появилось инфекционное заболевание — в данном случае отит, — то у ребенка ослаблена иммунная система. И здесь мы должны научиться мыслить парадоксально: вероятно, ребенку в жизни необходим более сильный раздражитель — холод, ветер, еще большая физическая нагрузка, — который включит организм в работу на полную мощность. Важная подсказка для родителей в данном случае — необходимо закаливать ребенка.

Постоянное непонимание того, что происходит с ребенком, и как следствие отказ ему в личностной самореализации приводят ребенка, если так можно выразиться, к внутреннему самоубийству. Чем больше случаев непонимания, тем больше таких самоубийств. Это звучит жестоко, но наши дети с нашей помощью ежедневно убивают себя как физически, так и духовно.

В нашем Центре восстановительного лечения детей с бронхиальной патологией больной мальчик-астматик занимался музыкой, пением, активными движениями, закаливанием, и ему это очень нравилось. Он выздоравливал, что называется, на глазах. Но однажды мама, подстраховываясь, отвела его в группу, которая занималась дыханием по методу Бутейко. В группе мальчику сразу запретили петь, посещать баню, быстро бегать, иными словами, активно жить. Ему также предложили и на уровне эмоций ограничивать и не растрачивать себя: не расстраиваться, не влюбляться, не сопереживать, поскольку сильные эмоции провоцируют глубокое дыхание, а это в методе Бутейко запрещено.

Однажды мы сидели с ним в бане, куда он втайне от всех продолжал ходить. Он сказал мне (ему было двенадцать лет): "Для чего мне жить, Михаил Львович, если я не могу смеяться, бегать, драться... Может, мне помогает неглубокое дыхание, но мне перестало быть интересно в этой жизни".

Да, Бутейко прав — неглубокое дыхание приводит к расслаблению бронхов, но его последователи забыли о потребностях личности ребенка, что в конце концов могло привести к трагедии.

Есть в психиатрии термин, если мы говорим о понимании, "неподтверждение". Для меня это самое страшное слово. Т. е. личность ребенка не подтверждается — его семьей, друзьями, социумом. Маленький человек не замечен, он никому не нужен. Это самая глубокая психическая травма. Сначала его не понимает мама, которая лепит его по собственному подобию. Потом его не понимают дети во дворе, потому что их также не понимали, они не привыкли к пониманию. Потом ребенка пытается создать по своему образу и подобию школьный учитель, которого тоже в свое время не понимали. И получается, что ребенок живет в страшном мире — мире непонимания.

непонятный трудный ребенок

В конце концов, маленький человек приходит к внутреннему убеждению, что этот мир для него чужой. Он родился, думая, что этот мир его примет на уровне всех его проявлений — на уровне психическом, двигательном и обменном — это будет его питание, это будет его движение, ему позволят заниматься любимым делом. А оказалось, что мир имеет свои собственные стандарты, в которые он не вписался.

Понимать своего ребенка — очень тяжелый труд. Вечером, придя уставший с работы, я не понимаю его, почему он хочет со мной поиграть (кто знает, насколько это важно для него!), он говорит: "Папа, давай будем сегодня играть в солдатики". А я не хочу, ведь я устал. Я убью какую-то важную часть его личности в этот вечер.

Уяснив проблему и ужаснувшись, каждый родитель скажет: "С завтрашнего дня я начинаю понимать своего ребенка". Вот первые конкретные шаги. Давайте забудем, как говорил Райкин, чему нас учили в школе: перед нами самый близкий человек — наш ребенок. Зададим себе вопрос: знаем ли мы этого человека? Чем он любит заниматься в течение дня? Строит ли он машинки или он их ломает, рисует ли он, лепит ли он, предпочитает бегать или лежать. За несколько месяцев можно выявить, чем ребенок любит заниматься больше всего, иными словами, в какой плоскости лежит его тип творческой активности.

Дальше посмотрим, каким голосом ребенок говорит. Плавно он говорит или резко, тихо или громко, что он вообще говорит в течение дня. Запишите его словарный запас, разберитесь, какие слова он употребляет больше и почему. По Фрейду, слово — это окно в подсознание. Часто за произносимыми словами целый внутренний мир нашего ребенка, который необходимо понять.

А что ребенок любит есть? Разложите перед ним на столе как можно больше продуктов и посмотрите, что ребенок выберет сам. Наш ребенок полностью лишен выбора. Можно, конечно, сослаться на нашу жизнь. Мы покупали костюм, потому что он был один, мы покупали молоко и хлеб, потому что других продуктов не было. Главная задача сейчас — создать ситуацию выбора для ребенка, чтобы он сам проявил свои внутренние потребности. Пусть перед ним будет десять разных блюд. Ситуация должна повториться несколько раз, чтобы ребенок закрепил свой выбор. Это будет его "проявление" в определенном типе питания.

Давайте попытаемся предложить ему разную температуру воды для купания. И вдруг выясняется, что тот самый ребенок, который все время болеет, выбирает холодную воду и любит плескаться именно в холодной воде. А мы ему твердим: нет, это опасно. Но ребенок снова выбирает холодную лужу или речку и из нее не вылезает. Мы кричим: "Очень холодно, выйди!", а ребенок сидит в воде часами. Это значит, что таков присущий ему от природы тип терморегуляции.

Мы убедились, что именно ребенок выбирает в виде питания, в качестве движений, в море слов, в цветовой гамме, в мире звуков. Давайте подумаем, как теперь организовать его жизнь, чтобы он мог свободно пользоваться у своим выбором. Чтобы он как можно больше времени мог находиться именно в том, что ему больше всего нравится.

И мы должны создать ему такие условия, потому что эти условия — как раз то, в чем ребенок нуждается, и этой помощи он от нас ждет. Он еще не в состоянии создать сам эти условия, хотя бы по причине малых лет или отсутствия денежных средств. Пока только взрослый может ему обеспечить среду обитания, которая ему необходима.

Расскажу случай, который меня потряс. Мы были с детьми, болеющими бронхиальной астмой, в США. Американцы привели их в самый лучший магазин игрушек и одежды, подвели к прилавкам и сказали: "Выбирайте любую вещь, но одну". В это время детей снимали на видеокамеру. Как вы думаете, что произошло? Абсолютно у всех детей был настоящий шок, потому что наши дети выбирали впервые. До сих пор у них не было шанса выбирать. А тут такие классные вещи, и было слишком сложно решить, какая из них лучше. У девочек началась истерика, они плакали от перенапряжения. Я кричал американскому оператору: "Что вы снимаете? Разве вы не понимаете, что это трагедия!" Это не было гадкой выходкой — для американцев ситуация выбора является нормой.

Существует некий момент истины в любом событии, поступке, явлении. Есть простейший диагностический тест на этот случай — блестят у ребенка глаза или не блестят. Активное личностное включение ребенка в жизнь приводит в движение все его физиологические реакции, что сразу зажигает особым блеском глаза. Блеск в глазах — признак наличия момента истины для ребенка, в этот миг он — человек. Включены все его физические, духовные силы, в полную силу работают обменные процессы в организме. Либо он в этот процесс не включен, и тогда у него тусклый безжизненный взгляд. Вот и все. А уж почему глаза не блестят, давайте думать, чем он болен, вернее, что заблокировано в этом ребенке, почему он опять окунулся в мир непонимания.

Текст: Михаил Лазарев,
врач и музыкант




 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----