kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Музыкальный ребенок: обучение и здоровье

Родителей, готовящихся определить своих детей в музыкальную школу, интересуют различные вопросы, связанные с обучением, образом жизни ребенка и семьи, что совершенно естественно. Ни в коей мере не навязывая свой многолетний опыт преподавания, постараюсь дать ряд рекомендаций с учетом возраста ребенка, физической подготовленности его к дополнительной нагрузке, ориентиры для будущих занятий.

Приобщение ребенка к слушанию музыки

В дошкольном возрасте (5-6 лет) приобщение к музыке можно уподобить освоению почвы и закладке надежного фундамента. Дети в этом возрасте непоседливы, чрезмерно активны в своих движениях (в большинстве случаев), и потому задача родителей, желающих приобщить своего ребенка к музыкальным занятиям,- уделить особое внимание подготовительному периоду. Занятия могут проходить как в стенах музыкальной школы (подготовительное отделение), так и вне ее - в домашней обстановке, что означает полное подчинение себя активному и регулярному выполнению педагогических функций.

скрипичный ключ

Регулярные посещения концертов для самых маленьких ("По ступенькам музыкальных знаний" и др.) служат надежными стимулами для развития у ребят увлеченности музыкальными занятиями, что, безусловно, будет способствовать дальнейшим успехам. Такая атмосфера заинтересованности у подготовленных ребят поможет сделать процесс обучения не толькo логически понятным, но и эмоционально увлекательным. Уже через год их восприятие музыки станет активно творческим.

Для того чтобы слушание музыки (на концерте) носило более или менее законченный характер, полезно после концерта побеседовать с ребенком. Я верю в то, что при обмене впечатлениями достигается большая заинтересованность, все постигается ребенком глубже. Ведь подобно тому что мы учим ребят не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление природы, но и размышлять о нем, так и музыку надо не только слушать и слышать, но и размышлять о ней. Чтобы музыка постепенно входила в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Именно так, к удовольствию родителей, у ребят появятся любовь и уважение (я не оговорилась) к музыкальному творчеству.

Физическая подготовленность ребенка к занятиям музыкой

Нередко отсутствие этого немаловажного условия является тормозом для полноценных занятий, психически травмирует ребенка. Даже при незначительной нагрузке начинают болеть руки; но куда хуже, когда неопытные родители начинают заниматься самодеятельностью, укрепляя мышцы и кисти рук малыша теми упражнениями и спортивными занятиями, которые могут быть в данном случае противопоказаны, нанести дополнительно непоправимый вред.

Какими видами спорта нежелательно увлекаться будущему инструменталисту?

Теннисом настольным, теннисом большим (можно лишь готовому инструменталисту), верховой ездой, волейболом, баскетболом.

Всякое злоупотребление содержит в себе собственное наказание. Избегайте тех видов спорта, в занятиях которыми присутствует неизбежное сомкнутое положение кисти или ее фиксация, часты травмы.

Предлагаю следующие упражнения для ребят со слабо развитыми мышцами кистей и пальцев рук (выполнять 2-3 раза в день от 5 до 10 мин, время увеличивать постепенно).

Упражнение 1. Руки вытянуты перед собой, кисти и пальцы опущены и расслаблены; когда руки станут тяжелыми, их "роняют".

Упражнение 2. То же в положении руки вверх, при несколько согнутом предплечье.

Упражнение 3. Широко раздвинуть пальцы руки, все пальцы, кроме большого, опускать на ладонь (ногтевые фаланги не сгибать).

Упражнение 4. Для выработки самостоятельных движений каждого пальца в отдельности: ударять по подушечке большого пальца последовательно подушечками указательного, среднего, безымянного и мизинца. Опускать и поднимать пальцы энергично.

Нужно ли повторять, что сочетание полноценного здорового питания, посильного труда и отдыха, солнца, воздуха и воды - все это целебный и ничем не заменимый источник здоровья. Прогулки на свежем воздухе, пробежки, ходьба - все это способствует укреплению физической подготовленности. Одно из лучших средств для физического развития будущих музыкантов-инструменталистов - плавание.

Несколько советов родителям дли занятий музыкой с детьми 6-7-летнего возраста

Опыт убеждает, что, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. "В их сознании должна быть прочная основа яркого, образного, поэтического мышления" (В. А. Сухомлинский). В занятиях с детьми, как заметил выдающийся польский педагог Януш Корчак, необходимо возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему. Призыв Януша Корчака - уметь проникнуть в духовный мир ребенка. Только тот становится настоящим воспитателем, кто никогда не забывает, что сам был ребенком. Ведь познание мира не сводится только к усвоению знаний. Беда многих учителей-воспитателей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами и делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. Вспоминаются слова Г. Гейне: "Каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним умирает".

Каждый родитель ежедневно должен повторять: "Знаю ли я, чем живет ребенок каждый день, что у него в душе? Смогу ли быть всегда справедлив к ребенку?"

Говоря о специфике условий для полноценных занятий, мы не должны забывать о перегрузках. Многие родители "страдают" желанием определить своих детей в разные секции, дабы узнать, в какой из них лучше проявятся способности ребенка.

Дорогие родители! Не перегружайте детей, не старайтесь сделать их вундеркиндами раньше времени. Не ориентируйтесь на примеры ваших друзей и приятелей, дети которых стараются с помощью родителей преуспеть сразу во многих секциях: гимнастики, тенниса, плавания, фигурного катания и др. Не буду углубляться в проблемы, относящиеся к области детской неврологии, не будучи компетентной. Приведу лишь следующие высказывания из лекции академика АМН Л. Бадаляна, справедливость которых доказывает жизнь:

Бессмысленно ждать от детей одного возраста одинаковых "плодов" просвещения - и на дереве не весь урожай созревает одновременно. Выращивать из каждого гения - это нереально, но заметить способности, потенциально заложенные практически в любом из людей, не дать им заглохнуть, развить их - в наших силах. Не утратить природную одаренность - это означает прежде всего сохранить индивидуальность. Надо воспитывать индивидуальности, а не индивидуумов с определенной суммой знаний.

Важен контакт 6-7-летнего ребенка с родителями. Совместные посещения концертов, музеев, зрелищных площадок, чтение литературы помогут родителям определить (почти безошибочно) тягу ребенка к той или иной области искусства. Пусть все, что ребенок видел, услышал, перескажет вам, нарисует. Проследите ход его мыслей. Главное, суметь пробудить в ребенке интерес к совместному общению с окружающим. Не забывайте прекрасное высказывание А. Чехова: "Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью".

Вместе с тем, обсуждая что-либо из увиденного или услышанного, особенно важно объяснять ребенку основную мысль, приведя множество примеров, чтобы проверить, насколько она была понята и в какой мере усвоена. Необходимо так организовать различные мероприятия, чтобы прежде всего систематически и неуклонно формировать не только сознание своего ребенка, но и самому образовываться и нравственно воздействовать на него. Ничей другой пример не запечатлевается глубже и тверже примера родителей. Самые правильные, разумные, продуманные методы воспитания не принесут никакой пользы, если общий тон, стиль вашей жизни не соответствует его содержанию.

О режиме детей, занимающихся музыкой

Примерная схема ежедневного режима на неделю (исключая воскресенье) для занимающихся в музыкальной школе
Дошкольная группа (5-6 лет)
Школьная группа (7-10 лет)
8.00
подъем
7.00
подъем
8.00-9.00
гимнастика, туалет, завтрак
7.00-8.00
гимнастика, туалет, завтрак
9.15-10.00
занятия музыкой (упражнения, гаммы)
8.30-13.30
школа (2-й завтрак)
10.00-10.15
фруктовый завтрак
10.15-11.15
прогулка по дороге в музшколу
11.30-13.30
в музыкальной школе
13.30-14.00
прогулка
14.00-14.30
дома
14.00-14.30
дома (обед)
14.30-15.00
обед
14.30-15.15
занятия музыкой дома
15.15-16.30
игры
15.30-16.00
прогулка по дороге в музшколу
16.30-17.15
чтение (совместное)
16.00-17.45
занятия в музшколе
17.15-17.30
гимнастика
17.45-18.15
прогулка по дороге домой
17.30-18.15
занятия музыкой
18.30-19.30
прогулка
18.30-18.45
дома (ужин)
19.40-20.00
ужин
18.45-19.00
отдых (расслабление)
20.00-20.15
ТВ детская программа
19.00-21.00
домашние уроки
20.15-20.45
фруктовый ужин и прослушивание музыки
20.45-21.00
подготовка ко сну, душ
21.00-21.20
подготовка ко сну (гигиена)
21.00
сон
21.30
сон

Многие родители спрашивают, в какое время дня занятия будут более продуктивными? Любое время, если есть желание и нет усталости, продуктивно, и наоборот.

Ребенок не должен быть уставшим. А порой от беготни во дворе, куда отправляют родители "освежиться" перед занятиями музыкой, ребенок выматывается так, что впрок не идут никакие занятия. Лучший отдых перед занятиями музыкой - совместные прогулки, но и во дворе отдых должен быть организованным.

В итоге в дошкольной группе (5-6 лет) занятия инструментом дома составляют 1,5 ч (с перерывом на 7,5 ч), а занятия музыкой в музыкальной школе - 2 академических часа. Пребывание на свежем воздухе - 2 ч 30 мин. Сон (в целом) - 11 ч.

Дети, посещающие детский сад, не имеют возможности заниматься в музыкальной школе (музыкальные уроки - сольфеджио, хор, ритмика проводятся в дневное время). Это обстоятельство аставляет многих родителей, бабушек срывать ребенку режим - дневной сон, а часто и питание, распорядок дня.

В школьной группе (7-10 лет) занятия инструментом составляют 1,5 ч. Пребывание на свежем воздухе - 1,5 ч (учитывается дорога в школу и обратно). Те или иные пункты режима могут быть заменены на соответствующие конкретным условиям (например, ребенок обедает в школе), сориентированным на школьное расписание. Сон (в целом) - 9,5 ч. Только заботясь о здоровье ребенка и четко придерживаясь определенного режима, можно поднять эффективность занятий.

Контроль занятий музыкой со стороны родителей в первые три года необходим. Родители тем самым закладывают основные навыки в работе у своего ребенка и активизируют стремление к самостоятельным занятиям. Эта поэтапность воспитания, передачи навыков от родителей к детям должна обязательно прослеживаться. И воспитание самостоятельности в занятиях является важной частью как преподавательской работы, так и родительской. Выдающийся педагог-исполнитель Г. Г. Нейгауз считал, что "одна из главных задач педагогов (и в некотором смысле родителей) - скорее быть ненужным ученику, т. е. привить ему... самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели..."

Будущий профессионал или любитель

Часто родители бывают обеспокоены тем, что если ребенок (по каким-то обстоятельствам) поздно начал заниматься на инструменте (10-11 лет), то он уже не станет профессионалом.

Опираясь на исторические факты (а таких немало), я боюсь категорических "да" и "нет". При наличии способностей, желания и возможности заниматься возраст не должен быть препятствием. Будем откровенны, обычный возраст для начала занятий музыкой, балетом, спортом - 6-8 лет. Более старший возраст в некоторой степени затруднит работу, потому что пластичность руки, необходимая эластичность пальцев и кистей развиваются быстрее в раннем возрасте, но способный и мыслящий подросток добивается, как правило, больших результатов, чем более младший, хотя и с большим дарованием. При всем том никто не может заранее предрекать будущее ребенка. Одно хочу подчеркнуть, первый учитель должен быть внимательным, добросовестным, опытным, так как фундамент - это та часть здания, которая требует максимальной крепости, прочности, долговечности. Все должно быть настолько надежным, чтобы выдержать эксплуатационную нагрузку и испытание временем. Но бывают учителя с отличной репутацией исполнителя, которые будут превосходными педагогами для подвинутого ученика, но могут оказаться неспособными заложить прочную основу знаний у начинающих.

Впечатления, полученные в детстве, самые прочные. Для того чтобы занятия не травмировали ученика из-за его ограниченных возможностей в исполнении, на начальном этапе обучения от педагога требуется не виртуозность, а глубокая музыкальность и понимание детской психологии. Если ребенок не будет профессионалом, пусть будет любителем (делать прогнозы довольно трудно - многое решает сама жизнь, ситуация, в которой оказывается ребенок). Быть любителем хорошей музыки, понимать ее, пробуждать в себе благородные порывы, а не быть поклонником убогих образчиков дурного вкуса - это ведь не мало. Контакт с вульгарностью наносит еще несформировавшейся личности только вред, какую бы форму она ни принимала, касается ли это литературы или музыкального произведения.

И еще одно соображение: не секрет, что многие родители чувствуют себя некомпетентными рядом с занимающимся музыкой ребенком. Некоторые из них говорят при ребенке открыто (а это недопустимо) : "Я ничего не смыслю в этом деле". Кто знает, занимайся он в свое время музыкой для любительства, как бы это пригодилось для занятий с собственным ребенком. В этом ведь и состоит преемственность культуры.

Марине Авдеевна ТЕР-ГАБРЕЛЯН, педагог


 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----