Островок здоровья
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грудное (естественное) вскармливание
Не подлежит никакому сомнению, что для детей первого года жизни наилучшим способом вскармливания является естественное, т.е. вскармливание молоком матери. Глубочайшим заблуждением является мнение о том, что искусственные смеси или молоко другого биологического вида (коровье, козье и пр.) могут заменить малышу грудное молоко матери.
Преимущества естественного вскармливания многообразны и могут быть разделены на
ВСКАРМЛИВАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО При грудном вскармливании часто возможны ситуации, требующие от мамочки огромного терпения. Ни в коем случае не расстаривайтесь и не паникуйте. Большинство подобных ситуаций легко преодолимы, и в этом вам помогут ваш врач и медицинская сестра, и, надеемся, наши советы.
Кормление грудью детей первых дней жизни, а равным образом и более старших требует широкого индивидуализирования.
КОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА ПО ОКОНЧАНИИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ Ребенка с первых дней жизни необходимо приучать к порядку в кормлении. Новорожденный ребенок не имеет условных рефлексов при рождении. Одним из самых первых условных рефлексов является рефлекс на время кормления. Для этого необходимо кормить ребенка по часам. И. П. Павлов писал, "что никакой другой раздражитель не может сравниться ни в качественном, ни в количественном отношении со страстным желанием еды как возбудителем желудочного сока". Только еда с аппетитом может быть максимальнее полезной, тогда как еда по приказу не может давать такого положительного эффекта. Беспорядочное кормление понижает аппетит ребенка, он мало высасывает молока. К 8-10-му дню жизни обычно вполне выявляются наиболее существенные индивидуальные особенности ребенка и лактационная способность матери, что и позволяет окончательно установить пищевой режим грудного ребенка. Этот режим, устанавливаемый с учетом некоторых индивидуальных особенностей детей, в дальнейшем должен строго соблюдаться. Большое значение имеет частота кормления. Работами проф. Н. И. Красногорского установлено, что в деятельности центральной нервной системы (ЦНС) существует определенная цикличность процессов возбуждения и торможения. У детей первых 3 мес жизни процесс возбуждения сменяется процессом торможения каждые 3 ч; у детей в 3-5 мес такое чередование наблюдается каждые 3,5 ч, у детей старше 6 мес - каждые 4 ч. Наибольший аппетит у детей наблюдается при преобладании процесса возбуждения (при преобладании процесса торможения в ЦНС происходит также торможение пищевого центра). Следовательно, интервал между кормлениями должен быть разным, в зависимости от возраста ребенка. Детей первых 2-3 мес жизни необходимо кормить каждые 3 ч с ночным промежутком продолжительностью 6 ч (ночной интервал необходим для отдыха матери и ребенка); интервалы между кормлениями у детей от 3 до 5 мес должны быть 3,5 ч (ночной интервал 6 ч 30 мин), а у детей старше 5 мес каждые 4 ч (ночной интервал 8 ч). Если же ребенок спокойно не выдерживает таких длительных ночных интервалов и не удовлетворяется 2-5 чайными ложками воды, то можно разрешить еще одно кормление ночью. Частота кормления также определяется продолжительностью нахождения пищевой массы в желудке, что зависит от вида пищи. Женское молоко выводится из желудка через 2-2,5 ч после приема, искусственные молочные смеси из коровьего молока задерживаются в желудке 3 ч, а каши 3-4 ч. Особенно долго задерживаются в желудке овощи (4-5 ч). Большое содержание жира и белка увеличивает продолжительность нахождения пищи в желудке. Продолжительность кормления не должна превышать 20-30 мин. Как указывалось выше, в течение первых 5 минут кормления ребенок высасывает около 50% необходимого ему молока, поэтому продолжительность кормления 20 мин считается оптимальной. Затягивать кормление вялососущих, засыпающих у груди детей не следует. В таких случаях можно стимулировать сосательный рефлекс легким похлопыванием ребенка по щеке. Однако не стоит и забывать, что ребенок может быть просто не голоден в это кормление. Если ваш малыш сосет энергично, но при этом капризничает, бросает грудь и одновременно совершает сосательно-поисковые движения, то, возможно, у вас мало молока. В таких случаях надо при каждом кормлении проверять на весах количество высосанного ребенком молока, и если оно мало, а грудь не опорожняется полностью, необходимо остаток молока сцедить и недостающее количество дать ребенку с ложечки (докорм). Если же грудь опорожняется полностью, следует докормить ребенка из другой груди. Очередное кормление при этом следует начинать с той груди, которой было закончено предыдущее кормление. Количество молока, необходимое ежедневно ребенку, постоянно возрастает. Новорожденные в 1-е сутки жизни способны высосать за кормление 10-12 мл молока, на 3-и сутки - 30-35 мл за кормление, что составляет около 100-200 мл за сутки. С каждым следующим днем количество молока, получаемого ребенком за сутки, увеличивается на 50-100 мл, а к 8-9-му дню достигает 450-550 мл. Необходимое количество молока для новорожденного в первые 7-10 дней жизни вычисляют по формулам Финкельштейна в модификации А. Ф. Тура или Г. И. Зайцевой (суточное количество молока равно 2% массы ребенка при рождении умноженное на день жизни).
Можно руководствоваться и ориентировочными цифрами количества грудного молока в первые три четверти года его жизни при использовании объемного способа, учитывающего не только возраст, но и вес ребенка.
Для ориентировочного расчета количества молока, необходимого ребенку для того или другого месяца 1-го года жизни, также предложен ряд других формул. При каждом кормлении грудь должна полностью освобождаться от молока. Если у матери имеется некоторый избыток молока и ребенок полностью его не высасывает, необходимо по окончании каждого кормления ребенка сцедить остающееся количество рукой или молокоотсосом. Систематическое неполное опорожнение грудных желез быстро приводит к уменьшению лактации. Сцеживаемые избытки молока можно сдавать в молочную кухню, которая использует его для других детей, лишенных частично или полностью молока своих матерей. Донорские пункты сцеживания грудного молока ранее организовывали при детских поликлиниках или молочных кухнях. Мать, сдающая молоко, подвергалась медицинскому освидетельствованию (на туберкулез, сифилис и т.п.); молоко она сцеживала в присутствии медсестры в стерильную посуду. Далее молоко пастеризовали и хранили строго асептично, так как загрязненное бактериями (кишечная палочка и др.), прекрасно в нем растущими, оно могло легко оказаться причиной тяжелых заболеваний детей. В настоящее время данная практика мало распространена. Вскармливание детей сцеженным женским молоком, подвергнутым пастеризации или стерилизации, нельзя считать равноценным естественному вскармливанию. К последнему приближается лишь кормление ребенка сырым, ех tempore сцеженным молоком его же матери или другой женщины. Необходимое количество молока у отдельных детей индивидуально различно. Лучшим критерием достаточного количества и хорошего качества молока служит правильная прибавка веса тела ребенка, его хорошее самочувствие, нормальный стул, своевременное развитие статических функций, развитие психики.
При расчете питания любым способом следует помнить: суточный объем питания у детей первого полугодия жизни не должен превышать 1000 мл, во втором полугодии – 1000-1100 мл. Здоровый ребенок, получающий достаточное количество качественного грудного молока, полноценно развивается только при грудном вскармливании до 5-6-го месяца жизни. С этого возраста одно грудное молоко не удовлетворяет ребенка, даже если оно вводится в избыточном количестве, и ребенок уже должен получать чужеродную пищу в виде так называемого прикорма.
Использованная литература
|
Виртуальные консультации
На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить
поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и
поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании
полученных фактов.
Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья. Подробнее см. Правила форума
Последние сообщения
Реальные консультации Реальный консультативный прием ограничен. Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам. Заметки на полях Нажми на картинку - Новости сайта Ссылки на внешние страницы
20.05.12
Уважаемые пользователи! Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал,
запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Тема от 05.09.08 актуальна!
Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме 05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция. Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме
25.04.08
|
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта. |
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача. Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал. © 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом. |