kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Психологические аспекты подростковой беременности

МАРИОН ЧИЗБРОУ
(MARION CHEESBROUGH)

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст — это время стремительных физиологических и психологических перемен, и по крайней мере в западных странах в этот период подросток пересматривает свою роль в семье, в школе, в труде, свои отношения со сверстниками и окружающими, готовясь стать взрослым человеком. Следовательно, в это время человек может встать на один из многочисленных путей развития [Erikson, 1959]. Кроме того, эти годы имеют важнейшее значение с точки зрения образования и трудовых перспектив, что в свою очередь определяет в дальнейшем финансовую независимость. Эти факторы вкупе прокладывают для подростка путь к тому, чтобы он оставил свою семью, жил самостоятельно и вступил во взаимоотношения, свойственные взрослым.

Аналогичным образом, рождение ребенка требует значительной адаптации и перемен в образе жизни и может стать критическим моментом в развитии не только для подростка, но и для его родителей и партнера. Если же ребенок должен родиться у подростка именно в период становления личности, молодая девушка сталкивается с проблемами, которые могут потребовать от нее диаметрально противоположных решений [Sadler, Catrone, 1983]. Так, внимание становящейся взрослой девушки неизбежно должно быть приковано к себе самой и происходящим в ней переменам, между тем рождение ребенка заставляет ее полностью сосредоточиться на нем и его воспитании. В период отрочества девушка внутренне стремится избегать преждевременно навязываемых ей ролей, она еще должна разобраться в самой себе, однако материнство предъявляет ей свои требования, нередко мешая продолжать академические занятия или искать работу. С одной стороны, ей хочется пожить самостоятельной жизнью, с другой — после рождения ребенка ей нужна материальная поддержка и кто-то, кто поможет присматривать за ребенком. Следовательно, она должна остаться жить в своей семье. Это в свою очередь ведет к ограничению контактов со сверстниками и замедлению развития молодой матери. Наконец, с беременностью возникает двойная задача — нужно совместить пробуждающиеся сексуальные запросы, желание физически и эмоционально общаться с лицами противоположного пола с очевидными переменами в организме, которые несет с собой беременность.

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ ДОПУСКАЮТ БЕРЕМЕННОСТЬ?

Отношение к беременности и деторождению, как и ко многим другим важным событиям человеческой жизни, определяется культурным укладом. Последствия беременности в западных и восточных странах обусловлены разными предпосылками и влекут за собой совершенно разные последствия. Данное сообщение основано на опыте, почерпнутом в странах Европы и в США. Изменения происходят и в самих западных странах. В то время как при жизни предыдущего поколения беременность при отказе жениться рассматривалась как повод для судебного взыскания и почти всегда заканчивалась браком, в наше время одинокая мать — явление распространенное во всех возрастных группах. Социально-политическая обеспокоенность относительно беременности в подростковом возрасте должна возникать не столько в связи с угрозой учащения таких случаев, которого на самом деле не происходит, сколько с той нагрузкой, которую несет общество при появлении одиноких матерей [Furstenberg, 1991]. В показателях частоты случаев беременности и деторождения в подростковом возрасте отражаются многочисленные различия внутри стран и между ними, однако за пределами Америки исследований на эту тему не так много, чтобы можно было четко оценить эти различия.

Накапливаются свидетельства того, что, несмотря на растущую сексуальную активность молодежи, беременность — явление не случайное и во многом зависящее от социальных, образовательных и психологических факторов.

В некоторых случаях беременность становится неосознанной попыткой девушки-подростка справиться с трудностями во взаимоотношениях с матерью. Предполагается, что в детстве такой ребенок недополучил материнской заботы и не верит в способность матери дать ей все, что требуется человеку для физической и эмоциональной поддержки и близкого общения. У детей, старающихся обрести чувство покоя и надежности, иногда развивается специфическая модель поведения с демонстрацией "преданности" [Ainsworth et al., 1978] — отражение взаимоотношений, сложившихся между матерью и дочерью. Нельзя считать, что такое поведение является вообще характерной чертой ребенка, хотя в нем видят "прототип" будущих взаимоотношений. Это признак ощущения незащищенности со стороны ребенка и фактор риска в отношении процесса его развития, особенно в сфере межличностных отношений. Беременность может служить (подсознательно) попыткой наладить более удовлетворительные отношения с матерью.

Есть наблюдения, которые поддерживают эту теорию. Беременные девушки-подростки нередко сами появились на свет, когда их матери были совсем юными [Furstenberg et al., 1987] и тоже испытывали трудности в связи с их рождением и воспитанием. Это обстоятельство негативно влияет на дальнейшие взаимоотношения, и дочери таких матерей особенно часто пополняют ряды девушек, рожающих в ранние годы. Так, самый высокий показатель случаев беременности среди девушек-подростков был отмечен в тех семьях, где матери жаловались на длительную депрессию и покидали дом своих собственных родителей до того, как их дочерям исполнялось 26 мес [Horawitz et al., 1991], лишив, таким образом, своего ребенка дополнительной эмоциональной поддержки. Если глубже разобраться в модели "преданности", то выясняется, что она распространена там, где есть трудности во взаимоотношениях между матерью и дочерью, у которой наступила беременность в очень юном возрасте, причем эта ситуация повторяется и в следующем поколении [Lamb et al., 1987; Levine et al., 1991]. Такая концепция подкрепляет гипотезу о том, что раннее лишение эмоционального общения предрасполагает подростка к поиску эмоциональной близости в ранних сексуальных контактах и рождении ребенка и указывает, каким образом описанная ситуация передается из одного поколения в другое. Группа терапевтов на юге Англии наблюдала 147 пациенток, привлеченных к исследованию без специального выбора, которые обратились в медицинское учреждение по поводу "нежелательной" беременности. Многие, хотя не все из них, были в подростковом возрасте. Исследователи независимо друг от друга пришли к одинаковому выводу [Tunnadine, Green, 1978].

Когда исходят из общего уклада жизни в семье, представляется убедительной идея о том, что внешне "нежелательное" поведение не столько выявляет проблему, сколько символизирует выход из положения. Первейшей задачей молодого человека считается завоевание независимости и умение стать самостоятельным, и беременность может бессознательно использоваться в качестве инструмента для достижения этой цели. Благодаря беременности дочери родители вынуждены признать, что она стала взрослой, в результате чего у них появляется стремление отлучить дочь от дома или, наоборот, бабушка получает возможность заботиться о новом маленьком члене семьи и, возможно, брак родителей юной матери наполняется новым смыслом. Как это ни парадоксально, но преждевременная беременность девушки-подростка иногда цементирует семью, предупреждая ее отчуждение, поскольку попытка покинуть отчий дом с неподходящим партнером может быстро привести к распаду взаимоотношений с ним и возвратить молодую женщину вместе с ребенком в родительскую семью.

Среди беременных девушек-подростков есть и такие (хотя их меньшинство), у кого выявлена психическая патология или психологические проблемы, чаще всего расстройства поведения, симптомом которых и является вызывающая сексуальная активность. К беременности может привести невоздержанность на фоне алкоголизма и наркомании. Спонтанные сексуальные контакты и беременность могут быть, хотя и редко, результатом серьезных психических нарушений, например при маниакально-депрессивном психозе в стадии мании.

Небольшой процент случаев обусловлен изнасилованием, которое было совершено знакомым или незнакомым человеком либо явилось следствием внутрисемейных сексуальных домогательств. Изнасилование, совершенное незнакомым лицом, распознается сразу же и сопровождается открытыми переживаниями жертвы и ее родных, однако клиницисты должны постоянно иметь в виду и вторую возможность, поскольку она может тщательно скрываться. Обычно это особенно тяжелое и затяжное жестокое обращение с девушкой, которое чревато серьезным риском для матери и ребенка. В результате одного из последних исследований среди беременных девушек-подростков выявился исключительно высокий показатель совращений. В течение года, предшествовавшего беременности, 33 % подверглись физическому или сексуальному насилию, а 22 % продолжали оставаться жертвами такого обращения и во время беременности [Parker, 1993]. Медицинскому персоналу в этих обстоятельствах признавались чрезвычайно редко.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С БЕРЕМЕННЫМИ ДЕВУШКАМИ-ПОДРОСТКАМИ

Общие соображения

Перед молодой девушкой, собирающейся стать матерью, стоят те же проблемы, с которыми встречается взрослая беременная женщина, если речь идет о социально-экономических факторах [Wolkind, Krug, 1985]. Однако приводимые ниже рассуждения актуальны, поскольку все эти женщины и их дети остаются уязвимой группой населения, хотя такой статус определяется не столько молодостью будущих матерей, сколько социальной депривацией.

Однако подростки, у которых беременность наступила до 16 лет, составляют особую категорию. Они изначально находятся в обездоленном положении как с точки зрения социально-экономического, так и семейного статуса, поэтому среди них чаще встречаются пациентки с психологическими расстройствами. Законоположения сформулированы не в их пользу, и доступных учреждений, которые помогли бы им растить ребенка, не хватает. Вполне вероятно, что как сама молодая мать (если она сохранит беременность), так и ее ребенок впоследствии окажутся среди тех, кто лишен самого необходимого.

Девушки-подростки, как правило, поздно обращаются за дородовой помощью, между тем они нуждаются в ней больше, чем зрелые женщины, не входящие в группу риска. Обратиться в медицинское учреждение им мешают смущение и испуг, причем иногда они находятся в полном неведении относительно основополагающих репродуктивных фактов. Они бессознательно стараются отмахнуться от реальности и поначалу не в состоянии смириться с фактом беременности: "Я думала, это пройдет, если об этом не говорить". У очень молоденьких будущих мам такое отрицание фактического положения вещей доходит до абсурда, иногда даже во время родов девушка не понимает того, что она была беременна. Другие из-за боязни последствий сознательно скрывают свою беременность [Hudson, Ineichen, 1991]. Многие раньше уже сталкивались со старшими — неблагоприятным для себя образом, например в школе, и ожидают критики и наказания. Волнение мешает им вспомнить нужные объяснения и инструкции, а значит, последовать полезным советам.

Очень важно, как с подростками обращаются в женских консультациях. От этого зависит, будут ли они их посещать, поэтому, возможно, для них должны быть отдельные консультации, которые работают в то время дня, когда заканчиваются уроки в школе [Lena et al., 1993]. Должен быть налажен хороший контакт с подростками. Молодая девушка имеет те же права на конфиденциальность, что и любая другая пациентка, и уважение этих прав помогает завоевать доверие подростков. Регулярный контакт с одним и тем же медицинским работником, который проявляет сочувствие и понимание, способствует тому, что будущая мать легче воспримет даваемые ей советы и последует им. Работа с подростками требует терпения, терпимости и времени, и не все врачи к этому одинаково готовы. Для некоторых девушек важен пол врача, особенно, если имело место изнасилование, женщина-врач скорее успокоит пострадавшую, с которой она легче найдет общий язык при разъяснении тех или иных обстоятельств.

Врач должен учитывать, кто влияет на пациентку, особенно среди членов ее семьи и других медиков, с которыми она общается. Влияние семьи может сказываться в самых разных направлениях. Во-первых, понимание уклада жизни в семье пациентки помогает разобраться в том, как она попала в создавшуюся ситуацию, и подсказывает медикам правильные решения. Во-вторых, если убедить семью помочь девушке, понимание и поддержка, особенно со стороны матери, дадут ей возможность поговорить о своей беременности, а затем облегчит ситуацию во время родов [Lena et al., 1993]. На сегодняшний день исследования показывают, что бабушки — один из важнейших источников поддержки для молодых мам [Wolkind, Krug, 1985; Furstenberg et al., 1987] и именно они во многом определяют исход ситуации для ребенка [Cooley, Unger, 1991]. Наконец, если беременность стала результатом изнасилования или сексуальных домогательств или наступила на фоне полного пренебрежения со стороны родителей, все врачи, с которыми контактировала беременная девушка-подросток, должны поделиться своими соображениями с соответствующими органами. В Великобритании это Отдел социальных служб местного самоуправления.

Для юной беременной женщины-подростка семья может быть как источником поддержки, так и источником стресса. Случается, что родственники, и прежде всего мать, сами находятся в состоянии стресса. Чаще всего они контактируют с работником социальной помощи, но и акушеры должны быть готовы к беседе с родителями, чтобы обсудить вопрос о том, как заботиться об их дочери и какая ей потребуется помощь.

Некоторые девушки обращаются к множеству представителей разных учреждений, но в их работе нет координации, а другие почти не имеют никакой помощи. К подросткам младшей группы должен быть прикреплен работник социальной помощи, который может защищать их интересы, оказывать техническую помощь и эмоциональную поддержку и координировать работу всех, кто, возможно, стремится оказать данной девушке помощь. Этого можно добиться, организуя "сетевые" мероприятия, на которых собираются представители разных профессий, чтобы составить планы помощи будущей матери, если она решила сохранить беременность, дать ей возможность реально взглянуть на будущее своего ребенка. Специалисты из разных учреждений в состоянии помочь и друг другу, например, обеспечив явку беременной в медицинское учреждение. Задачи каждого профессионала должны быть четко доведены до сведения самой девушки и ее родных. В Великобритании действует закон, согласно которому следует предоставить девушке возможность продолжать образование, если беременность наступила до достижения 16 лет. Для этого может понадобиться привлечь психолога-методиста, а в некоторых районах созданы специальные фонды. Продолжение образования — предпосылка благоприятного исхода беременности как для матери, так и для ребенка, однако это затрудняет антенатальную помощь. Решением данной проблемы может стать создание медицинских служб при школах [Cartwright et al., 1993].

Оказывая помощь подросткам, нужно постоянно балансировать между признанием их незрелости и удовлетворением их запросов, свойственных этому возрасту, и при этом уметь мобилизовать те их внутренние возможности, которые приближают их к взрослым и которые им понадобятся, чтобы решать преждевременно возникшие в их жизни родительские задачи.

Разрешение беременности

Как только факт беременности установлен, нужно найти время, чтобы неторопливо и с пониманием сообщить об этом пациентке. Вероятно, поначалу нужно провести беседу наедине, однако по желанию будущей матери следует позволить ей посещать консультацию в сопровождении доверенного лица (родственник, друг), что особенно важно в процессе родоразрешения. Юной женщине понадобится помощь в вопросе о том, как поступить с беременностью, а врачу, консультирующему такую пациентку, необходимо учитывать социальные и психологические условия, в которых она находится, и возможные последствия принятого ею решения.

Психологические аспекты прерывания беременности

Когда установлен факт беременности, прежде всего надлежит решить, будет ли она сохранена. Более половины беременностей среди подростков в Англии и Уэльсе заканчиваются медицинским абортом. В идеале решение должна принимать сама беременная девушка с помощью своих родителей, врачей и своего партнера. Если девушка не достигла 16 лет и в вопросе о сохранении беременности нет единого мнения или если она не в состоянии понять характер и последствия возможных вмешательств, нужно проконсультироваться с коллегами и с адвокатами, поскольку остается неясным, что говорит закон о возрасте, в котором человек может дать или не дать согласие на медицинскую процедуру [Sheild, Baum, 1994].

В некоторых случаях решение не подлежит сомнению, поскольку прерывать беременность нельзя из-за большого срока или по личным либо религиозным убеждениям, для других же девушек это, наоборот, единственный возможный путь. Чаще всего последнего варианта придерживаются те девушки, кто хорошо учится в школе, кто вырос в семье из благополучных слоев общества, чьи матери либо не знают о случившемся, либо вместе с партнером настаивают на прерывании беременности. Обычно такие пациентки очень юны, они моложе 14 лет, или же старше 18 лет [Jorgensen, 1993].

Некоторые подростки не могут сразу принять решение. Им требуется время, чтобы обдумать последствия обоих вариантов, приняв к сведению всю имеющуюся в их распоряжении информацию, например, какое пособие они будут получать от государства или помощь от матери, имеется ли возможность поместить ребенка в детский дом и т.д. Следует особо поинтересоваться, нет ли у пациентки каких-либо скрытых опасений, так как многие испытывают страх относительно своего здоровья после аборта или боятся, что в дальнейшем не смогут иметь детей.

Если принято решение об аборте, возникает вопрос, какие психологические последствия ждут девушку-подростка. Как и у других женщин, у нее временами может возникнуть преходящее, но порой сильное чувство вины. Есть сообщения о том, что при последующей беременности ощущение вины и депрессия могут возобновляться. Чаще, однако, их психическое состояние быстро улучшается по мере того, как проходят ощущения беспомощности и горя. Впоследствии у перенесших аборт подростков отмечается не больше психических нарушений по сравнению с теми, у кого никогда не было беременности, а по сравнению с теми, кто сохранил беременность, учебный процесс шел быстрее и межличностные отношения развивались активнее [Jorgensen, 1993].

Психологические аспекты усыновления и удочерения

У тех, кто решил сохранить беременность, иногда встает вопрос о том, чтобы отдать своего ребенка для усыновления другой семьей, хотя в конечном счете только 5 % беременных девушек-подростков отказываются от своих детей, причем по своим характеристикам они похожи на тех, кто предпочитает не сохранять беременность. Число случаев усыновления и удочерения сократилось с тех пор, как легализован аборт. Те, кто соглашаются отдать ребенка в чужую семью, обычно принадлежат к более благополучным социально-экономическим группам, стремятся получить хорошее образование, нередко знают об успешном опыте усыновления, в большей степени испытывают на себе влияние родителей, чем партнера, им свойствен прагматический взгляд на будущее, не позволяющий реально рассматривать перспективу воспитания ребенка в столь молодом возрасте.

Так же, как и те, кто предпочитают прервать беременность, соглашающиеся отдать ребенка на усыновление имеют более благополучные условия в отношении получения образования, социального и материального положения и перспектив трудоустройства, чем их сверстницы, сами воспитывающие своего ребенка. Обе группы заявляют о том, что считают свое решение правильным, хотя матери, отдавшие детей на усыновление, несколько чаще жалеют о своем решении. Ничто не подтверждает более высокой частоты психических расстройств среди подростков, отказавшихся от ребенка, по сравнению с теми, кто его воспитывает, или с теми, кто никогда не имел беременности, однако у некоторых остается ощущение утраты и временами их занимают мысли о ребенке, от которого они добровольно отказались.

Партнеры матерей-подростков

Некоторые беременные девушки-подростки принимают решение сохранить беременность в надежде на брак с отцом будущего ребенка либо во время беременности, если это позволяет возраст, либо позднее. Будущий отец может быть на 2—3 года старше и сам может быть за пределами подросткового возраста, однако в остальном он, так же как и его партнерша, иногда живет в тех же социально-демографических условиях, так же, как она, не имеет понятия о беременности и контрацепции и совершенно не готов к исполнению родительских обязанностей. Юноши также жалуются на стресс и депрессию [Robinson, 1988]. Менее половины матерей-подростков европеоидной расы выходят замуж, и еще меньше черных представительниц негроидной популяции вступают в брак. Шансы на то, что брак, если он состоится, будет успешным или устойчивым, очень малы. Тем не менее брак является предпосылкой более успешного исхода беременности для матери-подростка [Furstenberg et al., 1987], хотя иногда это объясняется более благополучной исходной ситуацией.

Независимо от матримониального статуса участие партнера благоприятно влияет на чувство самоуважения у девушки и ее удовлетворения своей жизнью, а впоследствии — на развитие ребенка [Cooley, Unger, 1991]. Так, когда молодая пара остается вместе, нужно поощрять отцов к тому, чтобы они практически и эмоционально поддерживали партнершу. Чаще всего они сами живут у черты бедности и не в состоянии оказать подруге финансовую помощь.

Общество настроено более критически по отношению к отцам-подросткам, чем к матерям этого возраста, и юноша, вовлекший девушку "в беду", считает, что встретит недоброжелательное отношение и со стороны медицинского персонала, поэтому, возможно, надо специально приглашать отцов на беседу, чтобы привлечь их к процессу помощи партнерше и своему ребенку.

Мать-одиночка

В настоящее время самым распространенным исходом для девушки-подростка, решившей не прерывать беременность, является положение матери-одиночки, которой в той или иной степени помогают родители, иногда получающие и родительские права на ребенка. Последствия этого решения, часто ошибочного, рассматриваются ниже в контексте факторов, определяющих исход материнства для девушки-подростка. Сделанные выше замечания о необходимости работы с родными беременной особенно актуальны, когда речь идет о том, что молодая мать и ее ребенок будут жить в родительской семье.

Психические нарушения и психологические проблемы при беременности

Существует немало доказательств того, что в период беременности и сразу после родов подростки особенно подвержены стрессу и чувству беспомощности, которое сопровождается ощущением унижения, крушением личных надежд, отчаянием и депрессией [Russell, 1982]. Частично этот комплекс обусловлен исходной психологической ситуацией, однако после родов он обостряется, поэтому при каждом посещении врач должен постараться выяснить психологическое состояние молодой матери, беседуя с ней на общие темы.

Все эти ощущения обычно не сопровождаются тем, что формально называется психическими нарушениями, однако они требуют врачебного внимания. Дело не только в том, что отчаяние, которое выражает молодая женщина, подлинное и часто поддается воздействию в процессе обсуждения волнующих ее вопросов и практической поддержки, но и в том, что в такой период усиливается опасность самоповреждений, которые иногда кончаются самоубийством или суицидальными попытками [Appleby, 1991]. Наконец, выявление индивидуальных проблем адаптации у беременных девушек-подростков может позволить также идентифицировать группы особого риска в связи с последующими трудностями, связанными с выполнением родительских обязанностей [Passino et al., 1993].

Если пациентка предъявляет жалобы на свое психологическое состояние, необходимо более подробно заняться этими симптомами, что может потребовать немалого времени, особенно, если нужно отдельно ветретиться с членами ее семьи. Надо ненавязчиво поощрять пациентку к беседе на волнующую ее тему. Поначалу, по крайней мере, следует задавать общие вопросы (например, "Ну, как дела сейчас?"), избегая тех, что требуют прямого ответа. Относительно мыслей о самоубийстве нужно спросить пациентку открыто. Социальные и семейные проблемы, так же как и трудности во взаимоотношениях с партнером, обычно лежат на поверхности, однако клиницисту надлежит отдать себе отчет, нет ли у девушки сопутствующей депрессии, поскольку известно, что при беременности депрессивные заболевания у подростков обостряются [Reinherz et al., 1993]. Симптомы депрессии нужно рассматривать в контексте условий жизни, однако они включают перманентное ощущение несчастья и неспособность получать удовольствие от чего бы то ни было, нарушения сна или аппетита, отсутствие энергии, моторную ажитацию или, наоборот, замедление движений, потерю интереса ко всему, снижение способности концентрировать внимание или стремление к самобичеванию.

Если возникли подозрения по поводу состояния подростка в этом аспекте, необходимо безотлагательно направить пациентку в психиатрическое учреждение. Психиатры, специализирующиеся на болезнях детского и подросткового возраста, в состоянии оценить и скорригировать психологические проблемы и психиатрические нарушения с учетом риска и положительных сторон лечения. Большей частью психотропные средства не показаны при беременности даже в случае наличия депрессивной симптоматики, поскольку большие дозы этих препаратов могут серьезно навредить матери и плоду, но в тех случаях, когда имеет место несомненная психическая патология, они могут быть очень полезны в сочетании с психотерапевтическими вмешательствами. Чаще всего как для отдельно живущих, так и для находящихся в семье беременных девушек-подростков бывает достаточно правильно осуществляемых социальных мер и психотерапии.

Как и проблемы, возникающие во время беременности, внимания психиатра могут потребовать нарушения, существовавшие до беременности, и болезни, возникающие после родов. У подростков не отмечено повышенной заболеваемости пуэрперальными расстройствами психики, и вести таких пациенток надо так же, как ведут взрослых женщин, однако малейшие признаки дисфории угрожают и без того повышенно уязвимой психике юных матерей. Случается, что перегруженная событиями девушка-подросток декомпенсируется и начинает проявлять всевозможные чудачества, которые нелегко отличить от психоза. И в таких обстоятельствах необходимо вмешательство психиатра.

ИСХОД МАТЕРИНСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Исход для матери

Исход материнства для девушки-подростка бывает разным и зависит от множества связанных между собой факторов. Как правило, при появлении на свет ребенка исходно неблагоприятные жизненные обстоятельства обостряются. Юные матери реже завершают свое образование по сравнению с теми, кто отложил деторождение до более позднего времени, а оставившие школу обычно в ближайшие 5 лет не предпринимают попыток получить какое-либо профессиональное образование. Они редко устраиваются на работу, а если это удается, не остаются на одном и том же месте более года. Они также почти всегда живут в бедности и на попечении государства [Furstenberg et al., 1987; Phoenix, 1989].

Ставшие матерями подростки обычно лишены помощи со стороны отца ребенка [Hudson, Ineichen, 1991] и реже своих сверстниц выходят замуж. Если брак у них все же состоится, семейные отношения удерживаются недолго. Furstenberg и соавт. в своих исследованиях (1987) отметили, что к тому времени, как матерям исполнилось 30 с лишним лет, только 16 % были замужем за отцом своего первого ребенка. Однако оказалось, что многие из этих женщин, будучи еще в юношеском возрасте, родили второго ребенка. После 5 лет наблюдения выяснилось, что только каждая пятая систематически использовала контрацептивные средства. Furstenberg и соавт. (1987) указывают, что жизнь молодых женщин, у которых в подростковом возрасте наступила беременность, постоянно характеризовалась беспорядочностью почти во всех сферах, и не только в период непосредственно после рождения их первого ребенка, но на протяжении 5 лет наблюдения.

Вероятно, неудивительно, что девушки, родившие в подростковом возрасте, не могут наладить жизнь своего ребенка и свою собственную. Существовавшие до беременности социально-экономические лишения и проблемы в межличностных отношениях остаются, а к ним добавляются стрессы, связанные с необходимостью воспитывать ребенка, а нередко и нескольких детей, без поддержки партнера. Brown и Harris (1978) показали, что все перечисленное — мощные факторы риска в группах матерей любого возраста. Они обусловливают появление депрессивных заболеваний, и нет ничего странного в том, что среди подростков чаще, чем в других возрастных группах, отмечаются депрессия, нищета и всяческие несчастья. Неудовлетворенность жизнью и психические расстройства накладываются на многочисленные жизненные перипетии, особенно на разрыв отношений с близкими, частые переезды с места на место, критические ситуации с воспитанием ребенка и трудоустройством и на бедность. Очевидно, что эти события взаимозависимы, но когда они сказываются на эмоциональном настрое и поведении ребенка, образуется порочный круг, из которого молодая женщина не в состоянии выбраться.

Работа Furstenberg и соавт. (1987) имеет большое значение, поскольку почти 75 % первоначальной выборки из 404 девушек-подростков, ожидающих ребенка, находились под наблюдением 17 лет, когда большинству женщин исполнилось уже 30 лет. Исследование продемонстрировало не только уязвимость этой группы, но и ее жизнеспособность. Образование этих женщин нельзя было сравнить с уровнем их сверстниц, отложивших материнство на более поздние сроки, но более половины из них вернулись к обучению в школе или профессиональных учебных заведениях, часто в период, когда младший ребенок только пошел в школу. Более длительное наблюдение показало постепенное улучшение в положении женщин, они начали жить самостоятельно, не завися от финансовой помощи государства, и устроились на работу. Все же ни в одном из этих направлений женщин, за которыми проводили наблюдение, нельзя было сравнить с контрольной группой. К 30 годам почти все они научились контролировать фертильность с помощью абортов или стерилизации и только 13 % забеременели в ближайшие 5 лет. Тем не менее их проблемы во взаимоотношениях с окружающими не исчезли. Более 20 % так и не вышли замуж, и только 26 % состояли в первом браке. Таким образом, хотя перспективы матери-подростка могут быть не такими мрачными, как считалось ранее, и значительная часть ее жизненных неурядиц, особенно у тех, кто родил ребенка после 16 лет, связаны не с ранним возрастом деторождения, нужно отметить, что эти девушки стоят перед трудным и неопределенным будущим. Большинство матерей подросткового возраста полагают, что из-за раннего рождения ребенка они попали в сложное положение, и жалеют, что не отложили этот важный шаг на более зрелые годы [Phoenix, 1989; Furstenberg, 1991; Hudson, Ineichen, 1991].

Исход для ребенка

Данное сообщение сконцентрировано на детерминантах психологических последствий, к которым ведет сама беременность в подростковом возрасте. У очень юных матерей (моложе 16 лет) нередко наблюдается акушерская патология, они производят на свет недоношенных детей (см. с. 393) с травмами или без них, а это отражается на психологических особенностях ребенка и психологическом состоянии его семьи, как случается и у матерей более старшего возраста. Такая вероятность накладывается на риск, связанный с самим материнством в ранние годы.

Точно так же, как условия жизни многих подростков заставляют отнести их к группе риска еще до того, как у них наступила беременность, их дети также относятся к группе риска в силу тех же социально-экономических факторов. Исследования показывают, что дети, родившиеся у ма-терей-подростков, хуже развиваются, у них ниже коэффициент интеллекта, они менее способны к обучению и их доход в течение жизни не сравним с доходом тех, кто родился у взрослых женщин. Чем позже родился ребенок у женщины-подростка, тем лучше перспективы у нее и ее ребенка. Для тех, кому исполнилось 16 лет, многие трудности устраняются благодаря возможности контролировать социально-экономические факторы, хотя кое-что мешает и им, например недостаточное умение объясняться и нарушения поведения. Но не достигшие 16 лет матери находятся в самом тяжелом положении. Преждевременное материнство само по себе создает риск самыми разными путями.

Одно из таких влияний — это восприятие девушкой-подростком своей беременности (что отражается на ее мыслях об аборте, отсрочке в обращении за дородовой помощью и т.д.) и депрессия. Такие ощущения сказываются на отношении к ребенку и представлении о родительских обязанностях [Haskett et al., 1994], а также на качестве взаимоотношений с ребенком. В дальнейшем ребенок может демонстрировать или не демонстрировать свою преданность матери и желание с нею сотрудничать. Есть также связь между отношением матери к ребенку и темпами его развития [Melhuish, 1989].

Многочисленные исследования доказывают, что у подростков больше, чем у взрослых матерей, проблем в этой области. Для подростков вообще и тех, кому нет 16 лет в частности, характерно общее отсутствие удовлетворенности жизнью, менее позитивное и менее терпимое отношение к беременности, а также безосновательные надежды на возможности своего ребенка [Haskett et al., 1994]. Кроме того, они менее чутки в обращении с ребенком, меньше общаются с ним, более однообразно строят свою повседневную жизнь, им не достает гибкости в отношениях с ребенком, они чаще ограничивают его импульсы и чаще прибегают к наказанию [Garcia Coll et al., 1987]. Их воспитательные меры носят физический характер, как правило, они воспитывают ребенка с помощью пинков и подзатыльников [Lamb et al., 1987]. И хотя следует отметить, что большинство матерей-подростков не отличаются по-настоящему жестоким обращением с детьми, все же их дети в этом отношении относятся к группе риска [Haskett et al., 1994].

Дети подростков больше подвержены эмоциональным и поведенческим трудностям и испытывают проблемы в процессе обучения [Fursten-berg et al., 1987; East, Felice, 1990], однако следует отметить и различия в последствиях обстоятельств их рождения. Помимо этого, в каждом отдельном случае многое зависит и от самого ребенка. Накоплены достаточно многочисленные свидетельства того, что темперамент и другие личные особенности некоторых детей делают их трудновоспитуемыми, и если эта ситуация поддается исправлению в семье, где у ребенка есть зрелые родители, то у матери-подростка она вызывает еще большее неудовлетворенность жизнью и своей материнской ролью, депрессию и затрудняет выполнение ею своих родительских обязанностей.

Насколько выраженным будет дальнейший риск для ребенка, зависит от типа и степени помощи, которую получает юная мать [Wolkind, Krug, 1985]. Согласно многим исследованиям, помощь должна лежать в сфере социально-экономических факторов и культурного уклада. Так, например, в бедных афро-американских семьях обычно отсутствует партнер-мужчина и возрастает роль бабушки, хотя, естественно, такое распределение ролей можно обнаружить и в семьях, где женщина родила своего ребенка в очень юном возрасте. Для девушек как старшего, так и младшего подросткового возраста проживание вместе с бабушкой нередко диктуется материальными соображениями. Если бабушка берет на себя заботу о ребенке, она способствует более устойчивому когнитивному развитию семьи, позволяет молодой матери закончить образование и быть более внимательной к своему собственному ребенку. В результате и у матери, и у ее рано родившегося ребенка перспективы лучше, чем у тех, кто оказался в других условиях. Присутствие бабушки сказывается негативно, если она не заботится о внуке, а мать вынуждена подолгу бывать дома, хотя не исключено, что менее благоприятные перспективы развития обусловлены в таких случаях исходно беспокойной и нервной обстановкой и сопутствующим отсутствием для подростка возможности вести самостоятельную жизнь. Развитие ребенка больше зависит от усилий бабушки по его воспитанию, чем от ее простого присутствия в семье, и хотя поначалу такие усилия следует рассматривать как благоприятный фактор, они могут стоить бабушке усталости и депрессии, а впоследствии нарушения семейного уклада [Cooley, Unger, 1991]. В семье иногда, таким образом, возникает смешение обязанностей и ответственности и ребенок путается в авторитетах. С одной стороны, участие бабушки в воспитании может облегчить установление близости между матерью-подростком и ее ребенком, но, с другой стороны, может осложнить эти взаимоотношения, если та или иная ситуация пересматривается "старшей" или "младшей" матерью в противовес ранее принятому решению.

Поддержка партнера, который не обязательно может быть отцом ребенка, во время беременности и вскоре после родов имеет неоднозначные последствия [Unger, Wandersman, 1988]. Она бывает несущественной в материальном плане, однако, укрепляя общее ощущение удовлетворенности жизнью у молодой матери, она тем самым благотворно влияет на ее желание заботиться о ребенке. Постоянное присутствие отца — редкость даже среди подростков после 16 лет, но если его контакт с ребенком налажен, он помогает последнему развиваться правильно и отношения в семье имеют более стабильную основу [Cooley, Unger, 1991]. И опять же важно не присутствие отца, а его вовлечение в воспитание ребенка, поскольку в такого рода молодых семьях зарегистрировано большое число случаев распада партнерских взаимоотношений, супружеских разводов, а конфликт между родителями, как известно, пагубно сказывается на ребенке.

Большинство исследователей изучают период младенчества и раннего детства у детей, родившихся у матерей-подростков, но мало кто пытается определить, продолжаются ли и впоследствии свойственные детству трудности. Furstenberg наблюдал таких детей, когда они находились в возрасте от 15 до 17 лет, и пришел к выводу, что они чаще покидают своих матерей, ощущают дефицит заботы и внимания к себе, страдают от отсутствия отца и с трудом учатся. Отмечаются эмоциональные и поведенческие проблемы, в частности нарушения закона, особенно со стороны мальчиков. Самый удивительный вывод, пожалуй, относится к тому резкому контрасту, который отмечается между усилиями их матерей, желающими уберечь дочерей от преждевременного материнства, и ранней сексуальной активностью и беременностью, которые характерны для этих девочек. В Америке 15 % детей, родившихся у матерей-подростков, повторяют в этом отношении судьбу своих родителей [Jorgensen, 1993], а в исследовании Furstenberg говорится о 26 % таких случаев среди девушек. У этого поколения еще менее благоприятные перспективы с точки зрения образования и финансового обеспечения, чем когда-то у их матерей [Furstenberg et al., 1987], а жизнь их складывается еще более печально [Wolkind, Krug, 1985].

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МАТЕРИНСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В последнее время распространилось мнение, что многие из неблагоприятных исходов материнства у подростков, особенно старшего возраста, не имеют непосредственного отношения к их молодости [Phoenix, 1989], однако мало кто согласится, что материнство в этот период не предвещает трудностей на жизненном пути и что не лучше было бы отложить его на несколько лет.

Первый этап предотвращения такого развития событий — санитарное просвещение, позволяющее получить информацию о сексуальных отношениях и контрацепции, разъясняющее суть взаимоотношений людей и укрепляющее реалистичное понимание задач материнства. Необходимы доступные службы и учреждения, где подростки могли бы получить информацию по вопросам контрацепции и которые занимались бы беременными подростками.

Уже существуют специальные превентивные программы, причем некоторые из них адресованы тем, кто особенно подвержен риску ранней беременности, например сестрам матерей-подростков [East, Felice, 1992], другие направлены на предупреждение повторных беременностей в особенно уязвимых группах, в частности у очень юных или психически неполноценных девушек [Levy et al., 1992]. Есть программы, призванные улучшить выполнение матерями-подростками своих родительских обязанностей [Causby et al., 1991]. Последние обычно строятся на базе школьных курсов. Те, кто охвачен такими программами, как правило, лучше справляются со своими задачами по отношению к ребенку и его здоровью, продолжают образование и предупреждают новую беременность, в то время как не участвующие в программах хуже приспосабливаются к новой ситуации, в которой они оказались. Однако такое просвещение, организованное при школах, не достигает тех подростков, кто бросает учебу и не посещает занятия.

Преждевременная беременность и материнство являются следствием социально и эмоционально неблагоприятных условий и, со своей стороны, усугубляет ситуацию, поэтому эти явления передаются от одного поколения другому. Этот широкий жизненный аспект нельзя упускать из виду при всей важности отдельных специальных проектов. Только тогда можно надеяться подойти к решению проблемы материнства в подростковом возрасте.

Литература [показать]

Источник: Детская и подростковая гинекология: Пер. с анг./ Под ред. А.С.Гарден.-М.: Медицина, 2001. - 440с.: ил. ISBN 5-225-00643-4 IBSN 0 340 60764 5, гл. 23




 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----