kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Социальные аспекты подростковой беременности

М.АЛИСОН КЛАРК
(M.ALISON CLARKE)

ВВЕДЕНИЕ

Статистические данные свидетельствуют, что случаи беременности у школьниц составляют лишь очень малую долю от случаев беременности среди всех девушек-подростков, однако это — очень важная группа. Чем-то они очень похожи на старших, однако у них есть и свои особенности, которые необходимо иметь в виду. Это очень уязвимая группа населения, поскольку они всецело зависят от окружающих [Clark, 1989]. В силу того, что число их вообще невелико, врачи в своей практике редко встречаются с такими случаями, если они не специализируются в этой области [Coyne, 1986], а это означает, что среди матерей-школьниц практических исследований почти не проводится.

Понятие "беременность школьницы" появилось сравнительно недавно. Беременность в столь юном возрасте случалось всегда, хотя и крайне редко, однако отношение нашего общества к этому явлению изменилось и проблема эта в разные времена решалась по-разному. Исторически от женщины не требовалось получения образования, но предписывалось раннее замужество. Роль женщины стала иной с введением всеобщего обязательного обучения для всех детей до 16 лет, когда на рынке труда должна была появиться женская рабочая сила, и раннее деторождение превратилось в "проблему" [Birch, 1991]. Школьный возраст продлили до 16 лет, и факты ранней беременности, не столь очевидные, пока они не касались школьниц, оказались в центре внимания общества.

Таблица 22.1. Число детей, родившихся (живорожденные и мертворожденные) в Англии и Уэльсе с учетом возраста матери
Возраст, годыГод
1983198419851986198719881989199019911992
11-1511249132314021366130512611317130614261314
11-15217107131012659
11-161527954245833566957035755555654725566
11-162434536484148272239
1. Живорожденные. 2 Мертворожденные.

Цифры приводятся по статистическим данным из Birth statistics, F.M.Series Nos. 10—20 (Tables 3.2) OPCS (HMSO) and Mersey Regional Health Authority — Information Unit (Table B4).

Последствиями беременности в школьном возрасте должны заниматься не столько медики, сколько социологи. В индустриальном обществе отроческие годы рассматриваются как время, когда надо накопить знания, которые позволят впоследствии обеспечить себе заработок. Ранняя беременность становится преградой для выполнения этой задачи, поэтому она считается нежелательной [см. Factsheet 5а, 1992]. Детство и зрелость представляют собой две отдельные стадии нашей жизни, которые разделяет подростковый период, т.е. период физического, социального и эмоционального развития, переход от детства к взрослому состоянию. В это время молодой человек осознает себя как личность и часть общества, но, как указывает Sharpe (1987), когда речь идет об осознании своей принадлежности к определенному полу, наше общество "осуждает и отрицает" этот процесс. Подростковый период не имеет четкого определения, поэтому непонятно, когда он кончается [Phoenix, 1991]. Биологическая и социальная зрелость человека не совпадает, поскольку социальная зрелость наступает гораздо позднее [Phoenix, 1991]. В западных странах на подростков смотрят все еще как на детей, несмотря на их стремление к самостоятельности. Они теперь дольше находятся в зависимости от родителей из-за необходимости дольше учиться и приобретать больше академических и специальных знаний [Phoenix, 1991]. Все это означает, что беременность в школьном возрасте может иметь для девушки более далеко идущие последствия, чем если бы это случилось в более старшем возрасте, сказываясь на ее будущем ребенке, на близких ей людях и на отношении к ней окружающих [Sharpe, 1987]. Молодые девушки, посещающие в Ливерпуле службу для беременных школьниц и школьниц-матерей, организованную добровольным "Обществом индивидуальных услуг" и финансируемую местными властями, вынуждены сами решать вопросы своего развития, приспосабливаться к реакции общества на их положение и к двусмысленности своего социального и юридического статуса.

Таблица 22.2. Число абортов в Англии и Уэльсе с учетом возраста беременных
Возраст, годыГод
1983198419851986198719881989199019911992
11-154087415840023984376535683383342231582999
11-1610 96010 65010 06910 01610 081934489778098
Цифры приводятся по статистическим данным из Abortion Statistics А.В. Series Nos. 10—18 (Tables 5) OPCS (HMSO) and Mersey Regional Health Authority — Information Unit (Table В11).

Исследования свидетельствуют о подъеме сексуальной активности [Christopher, 1980; Factsheet 5а, 5Ь, 1992], но соответствующего взрыва рождаемости или прерывания беременностей не наблюдается. Судя по информации Бюро переписи населения (Серия F.M. 10—20; Серия А.В. 10—18) о показателях абортов и рождаемости, после 1983 г. тенденция в отношении числа беременностей среди подростков от 11 до 15 лет осталась неизменной. Она лишь слегка повышается, если включить в эту группу девушек 16 лет. Число абортов за тот же период и в тех же группах продолжает снижаться (табл. 22.1, 22.2 и рис. 22.1). Можно сделать вывод, что, хотя контрацептивами подростки пользуются не так широко, как хотелось бы, все же их применение постепенно расширяется, особенно среди девушек до 16 лет. В ежегодном отчете консультативной группы (1991 — 1992) указано, что число посещающих кабинеты планирования семьи девушек до 16 лет возросло в предыдущем году на 12 %.

В Великобритании на каждую девушку-подростка, решившуюся сохранить беременность, приходятся две, желающие ее прервать [Coyne, 1986]. В этом нет ничего удивительного, так как, согласно исследованиям, почти все беременности в школьном возрасте — незапланированное событие [Konje et al., 1992]. Однако следует помнить, что не все незапланированные беременности являются нежелательными [Dawson, 1994]. Большинство из тех, кто оставляет беременность, с радостью ждут появления ребенка. Обычно считается, что желающие подвергнуться аборту стремятся получить высшее образование и готовят себя к многообещающей карьере [Hudson, Ineichen, 1991]. Очень немногие из беременных подростков решаются отдать ребенка на усыновление [De’Ath, 1984]. По результатам исследования Birch (1991) такие случаи составляют лишь 2 %. Ее исследование также показывает, что не стремятся прервать беременность в основном девушки — жительницы районов с низким социально-экономическим статусом. Только одна из четырех беременных девушек-подростков в Кембервиле выражала желание прервать беременность [Birch, 1989а].

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Некоторые исследователи рассматривают случаи беременности школьниц исключительно как предпосылку слабого здоровья, бедности и неблагоприятного социального положения, однако важно отметить, что связь между беременностью в подростковом возрасте и обездоленностью сложна, поскольку социально-экономические и средовые факторы часто являются скорее детерминирующими обстоятельствами, чем результатом раннего материнства [см. Factsheet 5а, 1992]. Эти же негативные аспекты в не меньшей, а зачастую в большей, чем юный возраст и отсутствие опыта, степени обусловливают тот факт, что школьница не может стать полноценной матерью [Sharp, 1987].

Многие исследователи [Miles et al., 1979; Kieman, 1980; Wilson, 1980; Russell, 1983; Coyne, 1986; Simms, Smith, 1986; Sharpe, 1987; Birch, 1991; Hudson, Ineichen, 1991; Factsheet 5a и 5b, 1992; Konje et al., 1992] придерживаются той точки зрения, что беременность чаще всего наступает у школьниц — выходцев из больших семей (в среднем пять человек), у дочерей родителей из рабочего класса или из неполных семей, где взаимоотношения часто характеризуются нестабильностью. Раннее материнство считается нормой там, где сестры, другие близкие родственницы или подруги также стали матерями в юном возрасте. Это — нередкий случай и в отношении матерей беременных школьниц. Simms и Smith (1986) рассматривают эту проблему не в социальном плане, а скорее как результат наличия "субкультуры больших семей и раннего материнства", хотя родители беременных подростков не всегда довольны своими молоденькими дочерьми. Последние нередко живут в районах с высоким уровнем безработицы, в условиях жилищной скученности, бедности и обездоленности. Исследователи считают, что такие девушки не довольны учебой, плохо учатся, порой замешаны в преступлениях и проходят курсы лечения в специализированных клиниках для детей алкоголиков и наркоманов. И хотя первая беременность обычно является для них неожиданностью, большинство предполагают в дальнейшем иметь много детей. Замечено также, что хотя эти девушки, как правило, не планируют беременность, они пренебрегают противозачаточными средствами [Miles et al., 1979; Kieman, 1980; Wilson, 1980; Russell, 1983; Coyne, 1986; Simms, Smith, 1986; Sharpe, 1987; Birch, 1991; Hudson, Ineichen, 1991; Konje et al., 1992; Factsheet 5a, 1992]. Тем не менее этот вывод носит самый общий характер и его нельзя относить ко всем беременным школьницам.

Раннее материнство рассматривают как ответ на определенный комплекс обстоятельств, обусловленных бедностью и, следовательно, ограничением жизненных возможностей. Для молодых девушек из этой среды ребенок — единственная радость в жизни [Coyne, 1986; Birch, 1989а; Hudson, Ineichen, 1991]. Simms и Smith [1986] отмечали, что раннее материнство следует считать социально приемлемым и что молодые матери пользуются авторитетом и испытывают чувство удовлетворения после рождения ребенка. Решения нередко принимаются девушками самостоятельно на основании очень ограниченного жизненного опыта и советов семьи и друзей с не менее ограниченным кругозором [Hudson, Ineichen, 1991]. В своем исследовании Simms и Smith (1986) указывают, что девушки не имеют представления о социальных последствиях раннего деторождения. Birch (1989а) высказала мнение, что при решении вопроса о возможном рождении ребенка в раннем возрасте ключевым фактором является отсутствие отца у самой девушки. Именно это обусловливает раннее вступление девушки в половые отношения — этим она бессознательно стремится восполнить недостающую в семье фигуру мужчины.

Анализируя первые сексуальные опыты молодежи, Christopher (1980) ссылается на два исследования в Великобритании [Schofield, 1965; Farrell, 1978]. Изложенная им в совокупности информация говорит о том, что, хотя в целом больше молодых людей начинают половую жизнь в возрасте до 19 лет, это увеличение все же нельзя назвать существенным. В 1965 г. в исследовании Schofield отмечалось, что 6 % мальчиков и 2 % девочек в возрасте 15 лет уже имели сексуальные контакты, в то время как в исследовании Farrell (1978) указано, что 26 % мальчиков и 12 % девочек вступали в половой контакт до 16 лет [Miles et al., 1979]. Более поздние анализы свидетельствуют, что этот показатель достиг 41 % [Factsheet 5а и 5Ь, 1992]. Несмотря на это, все еще предполагается, что молодые люди в целом не ведут "беспорядочную" половую жизнь [Hudson, Ineichen, 1991]. Работы Sharpe (1978), Birch (1989а, 1991) и Dawson подтверждают это предположение.

ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИШЕНИЙ

Birch рассматривала явление беременности у школьниц как часть комплекса бедности и лишений. Анализируя долгосрочные последствия этого комплекса, она ссылается на шесть показателей обездоленности, сформулированных Kolvin: распад семьи, болезнь родителей, нехватка заботы и помощи, социальная зависимость, перенаселенность, отсутствие достойных жилищных условий и плохое отношение родителей. Применив эти критерии в своем исследовании, Birch обнаружила, что 82 % из участвовавших в ее исследовании девушек и 96 % их детей следует считать глубоко обездоленными. Оказавшись в замкнутом круге лишений, следующие поколения испытывают их вдвойне из-за невозможности получить образование, а следовательно, и работу. Всему этому неизбежно сопутствует бедность. Положение еще больше осложняется, когда в стремлении обрести финансовую стабильность молодая девушка подыскивает нового партнера, снова наступает беременность и новые финансовые трудности [Birch, 1989b].

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Несмотря на то что в большинстве случаев беременные девушки-подростки остаются дома вместе с родителями, они все же испытывают известную социальную изоляцию. Молодая мать оказывается оторванной от сверстников и не участвует в обычных для ее возраста занятиях [Miles et al., 1979].

Многие из тех, кто решает родить ребенка, не могут установить длительные и надежные взаимоотношения с окружающими [Hudson, Ineichen, 1991]. Наш опыт в Арборе свидетельствует, что более полноценные материнские качества вырабатываются у тех, кому активно помогает семья [McRobbie, 1989].

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В нашем обществе произошло много социально-экономических перемен, которые сдерживают и нивелируют влияние семьи, церкви и общества на развитие личности. На первый план сейчас выступают идеи реализации индивидуальных возможностей и самовыражения. Средства массовой информации пропагандируют в качестве одного из путей самореализации сексуальное удовлетворение. Популярные музыкальные ансамбли, журналы для подростков и реклама стремятся убедить нас, что сексуальность в подростковом возрасте вполне приемлемое явление. Тем не менее, хотя молодых людей поощряют экспериментировать в области сексуальных отношений, такое поведение все еще рассматривается как занятие, присущее взрослым [Miles et al., 1979]. В средствах массовой информации сексуальный опыт фигурирует как нечто романтическое и волнующее [Donovan, 1990]. Молодые люди воспринимают навязываемый им образ сексуальности и следуют своему восприятию, мало задумываясь о последствиях. Между тем реальность предстает перед ними совсем в другом виде, и молодые девушки не в состоянии уподобить свой образ жизни тому, что рисуют им средства массовой информации [Birch, 1989b].

РЕАКЦИЯ ОБЩЕСТВА НА СЕКСУАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Как указывает Coyne (1989), в наше время социальные табу потеряли свою категоричность и возраст, в котором люди вступают в половые отношения, снижается, однако взгляды общества на секс среди подростков неоднозначны. Мы даем нашей молодежи противоречивые указания, поскольку сами никак не можем привыкнуть к зарождающейся сексуальности наших детей. Как указывает Christopher (1980), вокруг вопроса о возрасте совершеннолетия идет множество споров. Секс среди молодежи имеет место во всех социально-экономических слоях, но отношение к нему неодинаково [Sharpe, 1987; Dawson, 1994]. Девушки — выходцы из рабочего класса чаще вступают в сексуальные отношения, не прибегая к контрацепции, и склонны не прерывать наступившую беременность [Russell, 1983; Sharpe, 1987; Dawson, 1994]. Девушки, принадлежащие к среднему классу, предпочитают прерывать беременность, чтобы добиться для себя более благоприятных перспектив [Miles et al., 1979]. Farrell (1979) обнаружил, что больше других осведомлены о контрацепции представительницы групп с высоким социальным положением: 53 % девушек из среднего социально-экономического класса утверждали, что они пользовались контрацептивными методами, в то время как только 32 % девушек из рабочего класса прибегали к противозачаточным средствам [Miles et al., 1979]. Представители рабочего и среднего классов по-разному реагируют на сексуальную активность подростков. Родители второй группы чаще ведут со своими детьми беседы о сексе, используя при этом медицинские понятия, тогда как родители-рабочие находят подобные беседы затруднительными и, если все же такой разговор заходит, используют слэнг, который осуждается в нашем обществе [Christopher, 1980].

В исследовании, проведенном по поручению "Alan Guttmacher Institute" в шести сопоставимых индустриальных странах, было обнаружено, что там, где отсутствовала "открытость" в вопросах секса, беременность у подростков была более частым явлением, чем в стране, которая демонстрировала открытое отношение к этой проблеме. Данное исследование опровергает утверждение, что при наличии указанных факторов возрастают сексуальная неразборчивость и число случаев беременности среди подростков [Jones et al., 1986; Factsheet 5a, 1992].

ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС

Юридическое положение матери-школьницы очень двусмысленно. Как указывают Hudson и Ineichen (1991), материнство и обучение в школе — две совершенно разные роли, которые должны сосуществовать, находясь в противоречии друг с другом. Coyne (1986) предполагает, что именно это обстоятельство неблагоприятно влияет на положение юных матерей в обществе. По закону мальчик 14 лет или старше не может вступать в половую связь с девочкой, которой нет 16 лет, а поскольку считается, что девочка не в состоянии дать на это свое согласие, мальчик рассматривается как нарушитель закона. Тем не менее, когда та же девушка оказывается беременной, считается, что она в состоянии решить судьбу своего плода. Беременность школьницы — это доказательство факта незаконного действия, и, согласно Phoenix (1991), это поднимает ряд вопросов нравственного порядка, которые наше общество не может решить. Минимальным возрастом, в котором человек может дать согласие на половой акт, считается 16 лет, и в этом же возрасте может быть официально заключен брак [Wilson, 1980]. Следовательно, все дети, родившиеся у девушек, не достигших 16 лет, считаются "незаконными" [Sharpe, 1987], хотя этот статус больше не является одиозным, как это было раньше.

Очень много разногласий вокруг проблемы контрацепции. Продолжительные баталии в суде, инициированные г-жой Викторией Жиллик, настаивавшей, что без разрешения или уведомления родителей нельзя оказывать помощь в контрацепции подросткам до 16 лет, не помогли разрешить ситуацию. Таким образом, общественность и некоторые медицинские работники не имеют ясности в вопросе о том, можно ли предлагать молодым людям советы и помощь по контрацепции без согласия родителей. В настоящее время это считается законным и предоставляется на усмотрение врача [см. Factsheet 5а, 1992].

Финансовое положение школьницы также проблематично. По закону она классифицируется как ребенок и не имеет права сама требовать финансовой помощи для себя и своего ребенка до достижения ею 16 лет. После этого она может рассчитывать на льготы в получении жилья. За нее могут хлопотать родители, если они уже сами получили жилье. Birch в своем кембервильском исследовании (1991) выявила, что 57 % семей беременных школьниц уже должны были получить пособия по социальной помощи. В этих случаях материальное положение не улучшается, потому что пособие — единственный источник дохода для молодых матерей и беременных 16-летних девушек. Самая большая проблема для юных матерей, по сообщению Clark (1989), это — бедность. Автор также отметила, что наличие гарантированного пособия не играет роли в решении о прерывании беременности.

Те, кто имеет право на материальную помощь, получают бесплатные молочные смеси и материнское пособие. Нередко это означает, что, если ребенок рождается ранее чем за 3 мес до достижения матерью 16 лет, а родители не получают вспомоществование, молодая мать не может претендовать на материнское пособие. Хотя государство не признает официально, что матери до 16 лет существуют, ребенку все же оказывают минимальную финансовую помощь. Таким образом, молодые матери могут рассчитывать на детское пособие и пособие для неполной семьи до достижения возраста 16 лет [Hudson, Ineichen, 1991]. Беда в том, однако, что расходы и потребности родителей не зависят от их возраста [Sharpe, 1987].

Жилье и невозможность самостоятельно зарабатывать деньги до достижения возраста 16 лет также представляют собой серьезную проблему. Молодая мать и в этом зависит от родителей и нередко живет в негигиеничных условиях в переполненном помещении.

По закону такие девушки должны, как все остальные, получить образование, однако условия для этого не всегда предусмотрены, как и условия для помещения ребенка в детское учреждение на время учебы матери, поэтому последней порой не удается закончить свое образование. Весьма вероятный результат этой ситуации — переход беременных школьниц на содержание государства, а значит, пребывание в тяжелом материальном положении, ибо именно когда этим девушкам особенно остро нужна материальная помощь, им в ней отказывают. Можно со всей уверенностью утверждать, что молодым матерям должно быть обеспечено определенное легальное и социальное место в обществе и что для них должны быть предусмотрены более широкая финансовая поддержка и возможности работы.

ОБРАЗОВАНИЕ

Исследования показывают, что школьницы при наступлении беременности перестают думать о дальнейших академических успехах и плохо посещают занятия [Coyne, 1986; Simms, Smith, 1986; Birch, 1991]. В исследовании было установлено, что 52 % беременных девушек-подростков бросили школу, не получив сертификата [см. Simms, Smith, 1986]. Эти выводы подкрепляются и исследованием Kieman (1980), в ходе которого был сделан вывод, что матери-подростки чаще всего плохо успевают в школе, не проявляют желания учиться и бросают школу, не получив образования. Их родители почти не интересуются учебой своих дочерей и, как правило, сами покинули в свое время школу, не завершив обучения [см. Factsheet 5а, 1992].

De’Ath (1984) отмечает, что в каждой отдельно взятой школе беременная девушка — редкое явление, поэтому школы мало приспособлены к тому, чтобы удовлетворить особые потребности таких учениц. Органы просвещения реагируют на такую ситуацию по-разному: некоторые предусматривают отдельные занятия, другие готовы организовать обучение на дому или изыскивают дополнительные средства в рамках головной школы [Miles et al., 1979; De’Ath, 1984; Simms, Smith, 1986]. Dawson (1984) подчеркивает, что система образования должна предусматривать равные возможности для всех беременных школьниц, т.е. должны существовать варианты для разных индивидуальных потребностей и обстоятельств и координированные поддерживающие эту структуру службы.

Положение школьниц в социальном и юридическом смысле очень четко определено [Coyne, 1986]. Это, однако, создает проблемы для беременных школьниц: "ребенок", ставший "матерью", не умещается ни в какие социальные или юридические рамки. По закону девочка школьного возраста должна получить образование. Она не может претендовать на трудоустройство, и поэтому зависит либо от родителей, либо от государства.

Некоторые авторы утверждают, что материнство негативно влияет на успеваемость и, следовательно, на трудоустройство в будущем [Miles et al., 1979]. Russell (1983) подчеркивает "утрату возможности учиться", обусловленную ранней беременностью и необходимостью оставить школу. В исследовании, проведенном Miles и соавт. (1979), указывается, что 75 % беременных девушек оставили школу к 5-му месяцу беременности. Из них 66 % до рождения ребенка больше нигде не учились, а 53 %, находясь еще в школьном возрасте, так и не вернулись в школу вообще. Только 25 % девушек продолжили во время беременности занятия с домашним наставником.

Некоторые исследователи, однако, приводят доказательства того, что все эти молодые женщины уже фактически "сошли с дистанции" и лишили себя профессиональных перспектив [Birch, 1991; Hudson, Ineichen, 1991]. Анализируя три исследования, проведенных в Абердине, Wilson (1980) приходит к выводу, что девушки, которые забеременели, к 11 годам утрачивали интерес к учебе либо уже утратили его к этому времени. Среди школьниц, охваченных проектом в Арборе, большинство игнорируют школьные занятия и задолго до беременности перестали посещать школу. Основываясь на любом из этих примеров, можно утверждать, что беременность в школьном возрасте может резко обострить и без того неблагоприятную ситуацию. Девушки не получают полноценного образования, а в результате обрекают себя в будущем на минимальный доход или его отсутствие, на необходимость находиться на иждивении у государства и на последующую нищету для себя и своего ребенка [Coyne, 1986].

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Объем информации по вопросам взаимоотношения полов во многом зависит от школьной администрации. Она определяет, каким образом в школе подходят к этому предмету, хотя половое воспитание входит в общенациональные учебные программы. В 1988 г. правительство постановило, что родители также должны нести ответственность за половое воспитание детей [Phoenix, 1991]. Еще в 1979 г. Miles и соавт. высказывали мнение, что в идеале родители должны участвовать в половом воспитании детей, независимо от того, проводится ли оно в школе или дома. Тем не менее полезно помнить, что в среде рабочего класса родители испытывают трудности, если им приходится беседовать с детьми на темы о сексуальных отношениях [Sharpe, 1987]. Кроме того, тот материал, который предлагается в школе, часто не соответствует уровню осведомленности аудитории ни с точки зрения содержания, ни с точки зрения времени его изложения: большинство девушек уже знакомы с сексом к тому времени, как этот предмет начинают обсуждать в классе [Birch, 1989а; Miles, 1979]. Ситуация еще больше осложняется вследствие пропуска занятий ученицами 11-го класса вообще и беременными девушками в частности. В своем кембервильском исследовании Birch (1989а) обнаружила, что 64 % беременных девушек не получили полового воспитания вообще, а 62 % постоянно прогуливали уроки, 87 % этих девушек не получили полового воспитания дома. Эти выводы подтверждает и проект в Арборе.

Знания в области секса большей частью приобретаются у друзей и часто не отличаются точностью [Sharpe, 1987; Birch, 1989]. Sharpe (1987) сообщила, что девушки из среднего класса чаще узнают о сексе и контрацепции от своих родителей, в то время как девушки из рабочей среды "просвещаются" благодаря сверстникам. Таким образом, нередко случается, что девушка не подозревает, что она беременна. Результатом становятся поздние аборты либо донашивание плода при желательной и нежелательной беременности без какой-либо антенатальной помощи.

Эти данные развенчивают миф о том, что половое воспитание способствует началу сексуальной активности. Молодые люди экспериментируют из-за отсутствия знаний, и результат этого — незапланированные беременности. По общему мнению, беременные школьницы не отличаются "неразборчивостью" и, хотя почти все беременности незапланированы, они наступают в результате относительно долговременных связей [Sharpe, 1987; Birch, 1989а; Hudson, Ineichen, 1991]. Последние исследования свидетельствуют, что для сокращения числа случаев беременности в подростковом возрасте нужно расширять половое воспитание, адресуя его прежде всего 12—13-летним, особенно выходцам из наиболее низких социальных классов. Решающее значение имеют тип полового воспитания и условия, в котором оно ведется. Если молодые люди имеют возможность открыто обсуждать связанные с сексом проблемы как дома, так и в школе, им будет легче справиться со своей зарождающейся сексуальностью и с самого начала правильно пользоваться контрацептивами [Donovan, 1990].

КОНТРАЦЕПЦИЯ

Ученые мужи

Тот факт, что в большинстве случаев беременность у подростков является непреднамеренной, вызывает всеобщее беспокойство. Молодые девушки до 16 лет имеют некоторое представление о том, где и как достать контрацептивные средства бесплатно (практика бесплатной раздачи контрацептивов началась в 1973 г.) [Birch, 1991], и все же они, по-видимому не могут или не хотят пользоваться каким-либо методом контрацепции [Konje et al., 1992]. Simms и Smith в своем исследовании (1986) отметили, что из 10 девушек-школьниц одна планировала беременность, но только двое пользовались той или иной формой контрацепции, получив в школе половое воспитание и сведения о предупреждении беременности. В ретроспективном анализе 1660 беременностей у молодых женщин в Халле Konje и соавт. (1992) обнаружили, что 92 % из них никогда не прибегали ни к какой форме контрацепции. Эти выводы получили подтверждение и в исследовании Sharpe (1987).

Одна из причин, по которой подростки не прибегают к контрацепции, заключается в том, что их половое поведение имеет незапланированный характер, а сексуальные контакты нечасты и нерегулярны [Dawson, 1994]. В кембервильском исследовании Birch (1989а) указывает, что, несмотря на первую незапланированную беременность, 1/3 девушек по-прежнему пренебрегали противозачаточными методами либо применяли их неэффективно. Неоднократные беременности были также отмечены среди молодых девушек Coyne (1986). Зачатие редко является преднамеренным актом, однако активно его не избегают. По словам Simms и Smith (1986), девушки относятся к этому "фатально", что не характерно для тех, кто старше 16 лет, хотя и в этой возрастной группе высоко число непланируемых беременностей. Те, кто моложе 16 лет, обычно не склонны применять контрацептивные методы [Hudson, Ineichen, 1991].

Birch проанализировала систему взглядов, на которой основано отсутствие применения контрацепции в среде подростков на фоне их развивающейся сексуальности. Они испытывают противоречивые влияния со стороны сверстников, родителей, религиозных и общественных организаций, где им объясняют, что "если девушка хорошо себя ведет, ей не понадобятся контрацептивы", но одновременно, что "достоинства" женщины состоят в ее способности рожать [Birch, 1988]. Очень важно, чтобы молодым людям дали возможность признаться самим себе в своих сексуальных устремлениях. Пока их приучают к мысли, что секс — это нечто порочное и, следовательно, признаваясь, что им нужны контрацептивы, они якобы вступают на путь аморальности и греха, они будут полагаться на "везение", не испытывая ответственности за то, что случится. Отказывая школьницам в контрацептивной помощи или убеждая их в том, что за ней неприлично обращаться, нельзя ожидать успеха в борьбе с наступлением беременности у девушек школьного возраста [Sharpe, 1987]. Наше общество не облегчает молодежи возможность пользоваться противозачаточными средствами, и в результате мы лишаем этого тех, кто рассуждает достаточно зрело и разумно [Christopher, 1980].

В том, что подростки не могут самостоятельно контролировать эту ситуацию, Birch видит важнейшую причину неприятия или практики применения контрацептивов. В ее исследовании указано, что только 7 % лондонских школьниц применяли соответствующие методы и средства. Девушки не властны над своими действиями вообще, они не привыкли самостоятельно что-либо решать, так как взрослые отказывают им в этом праве [Birch, 1988].

Wilson (1992) пытается разобраться, почему при наличии и доступности абортивных служб и планирования семьи, показатель рождаемости в среде подростков не снижается. По-видимому, такие факторы, как образование, трудоустройство, общественные взгляды, давление родных и влияние сверстников, а также финансовые перспективы, сказываются на частоте беременностей у школьниц не меньше, чем наличие медицинских учреждений, производящих аборты, и служб по планированию семьи [Wilson et al., 1992].

Внушая девушке концепцию пассивности, общество укрепляет свои двойные стандарты, ибо если юношам позволено вести активную половую жизнь, в отношении девушек это считается неприемлемым. И последние неохотно принимают на себя ответственные решения о предупреждении преждевременного деторождения [Coyne, 1986; Birch, 1988; Hudson, Ineichen, 1991]. Планируемая половая жизнь молодых женщин воспринимается как нарушение приличий.

БЕЗРАБОТИЦА

Альтернатива материнству в отрочестве — законченное образование и трудоустройство. Однако Coyne (1986) указывает, что определенную роль в выборе школьниц, решившихся рожать, играл экономический спад и сужение рынка рабочей силы, что усугубляется неспособностью молодых женщин оценить значение связи между квалификацией и возможностью продвижения по службе [Kieman, 1980]. В 1989 г. McRobbie было проведено небольшое исследование, в котором участвовали 12 девушек из района Бирмингема. Автор сделала выводы, аналогичные тем, к которым пришли и другие исследователи: эти юные матери в школе отличались плохой успеваемостью и к последнему году обучения перестали посещать занятия. Впоследствии, убедившись в невозможности проникнуть на быстро суживающийся рынок труда, они пришли к выводу, что нужно было получить академическую квалификацию в школе. В результате все, что им удалось найти, был плохо оплачиваемый, механический труд и сокращенный рабочий день или сокращенная рабочая неделя [Birch, 1989b]. С точки зрения молодой женщины, в обществе, где шансы добиться успешной карьеры очень малы, раннее материнство ничем не хуже по сравнению с перспективой безработицы и иждивения в более зрелые годы.

В Ламберте Birch (1991) обнаружила, что в тех районах, где выше всего показатели беременности среди подростков, также и самый высокий уровень безработицы. Таким образом, в наше время целому контингенту молодых женщин отказано в переходе к "взрослой" жизни с помощью трудоустройства. Другой вариант перехода к "взрослой" жизни — брак, но большинство молодых девушек на сегодняшний день не рассматривают этот путь как серьезную альтернативу [Phoenix, 1991]. Мало кто пытается предупредить беременность, ибо если нет перспективы получить профессиональное образование и в отсутствие детских учреждений, взимающих разумную плату, беременность — это как раз то, что отвечает сиюминутным потребностям этих юных женщин [Hudson, Ineichen, 1991]. Однако справедливости ради надо отметить, что исследования среди 30 юных матерей в возрасте от 13 до 18 лет показали: без необходимости обеспечивать ребенка некоторые из них не имели бы стимула добиваться в жизни чего-то стоящего [Sharpe, 1987].

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ

В своем кембервильском исследовании Birch (1991) обнаружила, что 44 % молодых женщин живут в неудовлетворительных условиях. Хроническая перенаселенность, когда братья и сестры нередко живут в одной комнате, осложнялась появлением новорожденного. Аналогичные выводы были сделаны и в Арборе, где в большинстве случаев молодые матери были не в том возрасте, чтобы могли сами претендовать на жилье и полностью зависели в этом вопросе от своих родителей. Если родные или друзья не могут помочь, девушке остается уповать на милость местных органов самоуправления. Ни опыт исследований в Арборе, ни каких-либо других исследований в последнее время [Clarke, 1989] не подтверждает предположений, что девушки рожают, чтобы получить жилье. Необходимо еще раз напомнить, что юридически эти девушки слишком молоды и не могут претендовать на улучшение жилищных условий самостоятельно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя западное общество в наше время не поощряет беременности у школьниц, оно выдвигает против этого очень мало убедительных аргументов и не предлагает альтернатив в образе жизни или профессиональных возможностях. Ситуация осложняется также недостаточно развитым половым воспитанием и незнанием приемов контрацепции. Сам по себе возраст девушки-подростка, собирающейся стать матерью, не является проблемой, однако он создает социальные, моральные, экономические и юридические трудности. Беременная школьница становится взрослой, не перестав быть ребенком, а у нас не предусмотрены ни общественные, ни законодательные нормы, которые помогли бы ей справиться с таким положением. Как медики-профессионалы мы обязаны принимать во внимание тот социальный контекст, в котором приходится жить таким молодым девушкам, и те обстоятельства, в которых возникла беременность. Необходимо трезво взглянуть на предстоящее вмешательство и его последствия.

Литература [показать]

Источник: Детская и подростковая гинекология: Пер. с анг./ Под ред. А.С.Гарден.-М.: Медицина, 2001. - 440с.: ил. ISBN 5-225-00643-4 IBSN 0 340 60764 5, гл. 22




 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----