kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Конституционно-правовой режим платной медицинской помощи

М.А.Ковалевский
УМЦ ФГУ "КМЦЛ" Росздравнадзора,
2008

начало:

Конституционное значение платной медицинской помощи

В отличие от права на бесплатную медицинскую помощь в Конституции Российской Федерации нет нормы, которая прямо бы закрепляла право на платную медицинскую помощь. Однако это совсем не означает, что право на платную медицинскую помощь не имеет конституционной значимости.

Действительно, Конституция связывает правовое положение Российской Федерации как социального государства с охраной здоровья людей (ст.7 ч.2). Конституционной гарантией надлежащей охраны здоровья является закрепленное в ст.41 (ч.1) Конституции Российской Федерации право каждого на медицинскую помощь, представляющее собой одно из основных прав человека. Данное право служит одним из частных проявлений (конституционных гарантий) более общих конституционных прав - права на достойную жизнь и права на свободное развитие человека (ст.7, ч.1 Конституции Российской Федерации). Реализация данных прав является целью политики Российской Федерации как социального государства (ст. 7, ч. 1), что предопределяет обязанность российского государства обеспечивать достижение данной цели.

Изучим более подробно соотношение между правом на охрану здоровья и правом на достойную жизнь, а также правом на свободное развитие личности.

Достойная жизнь, в первую очередь, характеризуется наличием минимального набора бесплатных для человека благ, позволяющих ему как приобрести определенный уровень духовного и физического состояния, так и сохранить этот уровень перед лицом ряда бедствий и жизненных невзгод - так называемых социальных рисков.

При этом данный уровень гарантируется государством, в том числе путем установления некоторых нормативов получения бесплатных благ, исходя из:

  1. возможностей государства и общества в предоставлении отих благ, в том числе возможностей финансовых;
  2. соблюдения принципа фактического равенства граждан в получении указанных минимальных благ.

Примером подобного минимального уровня благ в сфере охраны здоровья могут быть профилактические мероприятия и медицинская помощь (услуги), предусмотренные федеральной и территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя соответствующие программы обязательного медицинского страхования7.

На основе механизма обязательного медицинского страхования реализуется упомянутое в Конституции Российской Федерации предоставление бесплатной медицинской помощи за счет страховых взносов (ст.41, ч.1). Закрепление в конституционной норме института страховых взносов, которыми обеспечивается конституционное право на бесплатную медицинскую помощь, явилось основанием для правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой обязательное медицинское страхование признается конституционной гарантией права на бесплатную медицинскую помощь.

"...В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст.6, ч.2); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст.7, ч. 2); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст.41, ч.1).

Приведенные положения создают конституционные основы финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно. Одной из конституционных гарантий такой помощи является обязательное медицинское страхование...8".

То есть, в сфере охраны здоровья конституционной гарантией права на достойную жизнь будет конституционное право на бесплатную медицинскую помощь (ст.41, ч.1 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, кроме свободного доступа к указанному минимальному набору бесплатных благ, достойная жизнь характеризуется также возможностью свободного развития - наличием свободного доступа к дополнительным, хотя и не бесплатным для человека благам.

Свободное развитие означает наличие свободного доступа к дополнительным благам, превосходящим минимальный уровень бесплатных для гражданина благ. Это свободный доступ к дополнительному образованию, дополнительным медицинским услугам, культуре, досугу для развития и самоусовершенствования, и тому подобному. В отличие от достойной жизни, в основе которой лежит, в первую очередь, гарантированный государством минимальный уровень бесплатных благ, свободное развитие является такой компонентой достойной жизни, которая не связана с ядром прав на достойную жизнь - гарантированными государством бесплатными благами, и обеспечивается предоставлением каждому лишь юридических возможностей свободно достигать любого необходимого ему уровня духовного и физического состояния. При этом, стремясь к достижению этого уровня, каждый должен учитывать не только свои личные потребности, но и свое личное имущественное положение.

Для обеспечения свободного развития личности государством принимаются меры, основанные не на предоставлении имущественных гарантий в виде финансирования за счет средств бюджетов государства и муниципальных образований, обязательного страхования и пр., а преимущественно на поощрении частной инициативы. При этом поощряется не только частная инициатива со стороны того, кто нуждается в благах, но и частная инициатива с противоположной стороны - со стороны лиц, предоставляющих необходимые блага - в нашем случае платную медицинскую помощь (услуги). Таким образом, в сфере охраны здоровья гарантией конституционного права на свободное развитие личности будет право на платную медицинскую помощь. Так как содержание конституционного права на медицинскую помощь не исчерпывается бесплатной медицинской помощью, то вторая компонента этого содержания - платная медицинская помощь также является конституционно значимой. Отсюда можно заключить, что право на платную медицинскую помощь, так же как и право на бесплатную медицинскую помощь, имеет конституционную значимость.

Отметим, что в составе платной медицинской помощи особое место занимает стоматологическая помощь, значительный объем которой (особенно в сфере зубного протезирования) оказывался за плату в государственных учреждениях здравоохранения даже в социалистический период развития российского государства. Нуждаемость населения России в данной помощи настолько высока, что для ее удовлетворения недостаточно существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. О бурном росте числа частных организаций, оказывающих платную медицинскую помощь в сфере стоматологии, а также о росте объемов такой помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения свидетельствует значительное число судебных споров, связанных с оказанием платной медицинской помощи в данной сфере. Эти споры также свидетельствуют и о том, что российский законодатель, пренебрегая конституционной значимостью института платной медицинской помощи, не решает проблему надлежащего правового регулирования отношений по оказанию такой помощи.

Конституционному праву гражданина на платную медицинскую помощь корреспондирует обязанность государства, состоящая в способствовании в организации данной помощи, в том числе в осуществлении правового регулирования отношений по ее оказанию. И хотя это не служит и не может служить оправданием фактического бездействия государства в сфере платной медицинской помощи, необходимо указать на то, что объем властно-организующих действий государства в данной сфере ограничен. Подобные ограничения являются следствием общего принципа недопустимости вмешательства государства в сферу свободы граждан (в свободное развитие, в частные дела) - как тех, кто получает платную медицинскую помощь, так и тех, кто ее оказывает, так как при этом они осуществляют экономическую деятельность, свобода которой является конституционной, а также конституционного принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и принципа поддержки конкуренции (ст. 34, ч. 1; ст. 8, ч. 2 Конституции Российской Федерации).

Исключения из действия данных принципов могут быть установлены только федеральным законом и только в конституционно значимых целях - в основополагающих интересах государства и общества (ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации). Примером этому служит осуществление лицензионного контроля за оказанием платных медицинских услуг, введение которого федеральным законом осуществлено в таком основополагающем интересе, как защита здоровья граждан.

По данному поводу Конституционный Суд Российской Федерации высказал следующую правовую позицию9:

"...Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, ч.1), регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (ст.71, п."в").

В силу названных конституционных положений федеральный законодатель в рамках предоставленных ему полномочий по правовому регулированию предпринимательской деятельности вправе определять порядок и условия ее осуществления, устанавливать с учетом специфики тех или иных видов деятельности дополнительные требования к занимающимся этой деятельностью предпринимателям, а также вводить те или иные ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, ее ст.55 (ч.3).

...В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь: в Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения (ст.41, ч.1 и 2). Реализация названных конституционных положений - в силу закрепленных в Конституции Российской Федерации принципов, согласно которым в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8), - должна обеспечиваться всеми возможными средствами, способствующими эффективному, качественному и оперативному предоставлению медицинских услуг, в том числе в условиях конкуренции - на основе свободного выбора гражданином медицинского учреждения или лица, оказывающего медицинскую помощь, при соблюдении равенства всех форм собственности в сфере здравоохранения...

...В силу Конституции Российской Федерации федеральный законодатель не вправе создавать нормы, способствующие недобросовестной конкуренции, запрещенной ст.34 (ч.2) Конституции Российской Федерации, по смыслу которой в системной связи со ст.55 (ч.3) Конституции Российской Федерации вводимые ограничения, связанные с лицензированием, должны содержаться только в федеральных законах, принимаемых им в рамках конкретизации полномочия, предусмотренного ст.71 (п."Ж") Конституции Российской Федерации..."

продолжение: Действия государства, которым может обеспечиваться конституционное право на платную медицинскую помощь


Сноски [показать]




 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----