kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Методика обследования кожного больного. Первичные и вторичные морфологические элементы на коже и слизистых

ЗАНЯТИЕ 1

I. Цель занятия. Овладеть методами клинического обследования кожного больного, распознавания первичных и вторичных морфологических элементов, описания очага поражения.

II. Вопросы воспитания и идейной направленности занятия. Обратить внимание на особенности отечественной дерматологии, рассматривающей кожу в неразрывной связи с функцией внутренних органов, нервной системы и внешней средой. Заслуги отечественных дерматологов в развитии дерматологии (А. Г. Полотебнов, А. И. Поспелов, Т. П. Павлов, П. В. Никольский, О. Н. Подвысоцкая, П. В. Кожевников и др.). Огромное значение социальных преобразований в нашей стране в снижении заболеваемости кожными болезнями.

III. Содержание и методика занятия, усвояемые практические навыки. Занятие проводится на больных. Для правильной диагностики кожных заболеваний большое значение имеет тщательный осмотр кожного покрова не только в области патологических изменений, но и на неповрежденной коже. Осмотр больного следует проводить в теплом, хорошо освещенном помещении (дневной свет), осматривая при этом весь кожный покров и слизистые оболочки, а не только участки, причиняющие беспокойство больному.

В процессе обследования изучаются как общие свойства кожи (цвет, тургор, эластичность, сало- и потоотделение, состояние ногтей, волос), так и объективные признаки кожных болезней - морфологические элементы, а также субъективные ощущения, которые испытывают кожные больные (зуд, жжение, боль, парестезии).

На занятиях должны быть освоены первичные морфологические элементы (бесполостные и полостные): пятно, папула, волдырь, бугорок, узел, пузырек, пузырь, пустула, киста и вторичные: пятно, чешуйка, корка, эрозия, язва, трещина, рубец, рубцовая атрофия, лихенификация, вегетация (табл. 1). Студенты должны знать механизм их возникновения и эволюцию. Для подготовки к занятию используется граф логической структуры "Морфологические элементы".

Таблица 1. Первичные элементы и их динамика
Первичный элементОпределениеДинамика (возможные вторичные элементы)
ПЯТНОИзменение цвета кожи на ограниченном участке, не возвышается над уровнем кожи, не имеет полости, разрешается бесследно или стойко сохраняется. Образуется в эпидермисе, дерме, гиподермеЧешуйка, вторичное пигментное пятно
ВОЛДЫРЬБыстро появляющийся и быстро исчезающий бесполостной элемент, возвышается над уровнем кожи, разрешается бесследно, представляет собой отек сосочкового слоя кожиВторичных элементов не бывает
ПАПУЛАБесполостной элемент, возвышается над уровнем кожи, разрешается бесследно. Образуется в эпидермисе или дермеЧешуйка, вторичное пигментное пятно, лихенизация, трещины
БУГОРОКБесполостной элемент, возвышается над уровнем кожи, разрешается рубцом или рубцовой атрофией. Образуется в собственно кожеЧешуйка, язва, корка, рубец, рубцовая атрофия, иногда вегетация
УЗЕЛБесполостной элемент, возвышается над уровнем кожи, разрешается образованием рубца или бесследно. Образуется в гиподермеЯзва, корка, рубец, вторичное пигментное пятно
ПУЗЫРЕКПолостное ограниченное образование размером 0,1-0,5 см в диаметре, возвышается над уровнем кожи. Разрешается бесследно. Образуется в эпидермисеЭрозия, корка, чешуйка, вторичное пигментное пятно
ПУЗЫРЬПолостной элемент величиною свыше 0,5 см в диаметре, возвышается над уровнем кожи. Образуется в эпидермисе или дермеЭрозия, корка, чешуйка, вторичное пигментное пятно, иногда вегетация
ПУСТУЛАЭлемент, возвышающийся над уровнем кожи, имеющий полость с гнойным содержимым, образуется в эпидермисе или дермеКорка, эрозия, вторичное пигментное пятно, язва, рубец, вегетация

Морфологические элементы

Следует учитывать, что почти все элементы, которые возникают на коже, могут быть и на слизистой оболочке рта и красной кайме губ, однако они имеют некоторые особенности. Так, папулы на слизистой оболочке рта почти не возвышаются над ее поверхностью, бугорки часто изъязвляются, пузырьки быстро вскрываются и на их месте возникают эрозии. На поверхности эрозивных и язвенных элементов не образуется корок, плохо контурируются рубцы. Изменения, обусловленные паракератозом, а равно и гиперкератозом, приводят к потере прозрачности слизистой и представляют собою белесоватый, матовый, плотносидящий налет.

Патологические изменения в коже и слизистой оболочке рта, обусловливающие возникновение различных морфологических элементов, студенты усваивают с помощью таблиц, слайдов, схем, гистологических препаратов.

На рис. 1 изображены основные патогистологические изменения в эпидермисе, дерме и гиподерме. Для удобства изучения слева представлена здоровая кожа, где 1 - роговой слой, 2 - блестящий, 3 - зернистый, 4 - шиповидный, 5 - базальный, 6 - сосочковый, 7 - ретикулярный, 8 - гиподерма. Возможные патологические изменения во всех слоях кожи показаны в правой части рисунка, где 9 - гиперкератоз, 10 - элеидиноз, 11 - гранулез, 12 - акантоз, 13 - паракерaтоз, 14 - дискератоз, 15 - паренхиматозная дегенерация, 16 - балонирующая дегенерация, 17 - спонгиоз, 18 - инфильтрат, 19 - гранулема, 20 - отек сосочка (волдырь), 21 - папилломатоз, 22 - острое воспаление в дерме, 23 - набухание и фрагментация коллагена, 24 - атрофия гиподермы, 25 - гипертрофия гиподермы, 26 - гиподермит.

Слизистая оболочка полости рта, как и кожа, выстлана многослойным плоским эпителием. Но строение эпителия на различных участках слизистой разное. В области щек, губ, мягкого нёба, переходных складок преддверия полости рта эпителий не ороговевает. Он представлен в этих местах базальным и шиповидным (10-12 рядов клеток) слоями, причем клетки шиповидного слоя по мере приближения к поверхности из полигональных превращаются в плоские.

Слизистая оболочка твердого нёба, десен, верхней поверхности языка ороговевает, эпителий в этих отделах имеет базальный, шиповидный, зернистый и слабо выраженный безъядерный роговой слой.

На красной кайме губ эпителий ороговевает, но роговой слой значительно тоньше, чем на коже.

Особенности строения слизистой оболочки рта, а также саливация, механическое раздражение пищей и обусловливают своеобразие морфологических элементов на ней.

При изучении морфологических элементов на больном обращается внимание на их взаиморасположение, мономорфный или полиморфный характер сыпи, особенности отдельных элементов: величина, цвет, форма, консистенция, поверхность, содержимое и т. д.

Студенты должны освоить следующие методы дерматологического исследования: пальпация, послойное поскабливание, диаскопия, симптом зонда, симптом Бальцера, симптом Никольского, дермографизм, кожные пробы, взятие патологического материала (волос, чешуек) и др. (табл. 2). Уяснить значение биопсии при постановке диагноза.

Таблица 2. Диагностические приемы обследования кожного больного
Диагностический приемТехника Что выявляет, определяет
ВЫЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КОЖИ
а) тактильнойПроведение по коже кусочком ватыСостояние осязательной рецепции
б) болевойУкол иглой или острым предметомСостояние болевой рецепции
в) температурнойПопеременное прикладывание к очагу пробирки с теплой и холодной водой (или нагретых и охлажденных предметов - металлических пластинок)Состояние холодовой и тепловой рецепции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ КОЖИНа аппаратах "КДУ-3" (Комплексная дерматологическая установка Е. А. Досычева.), МищукаСостояние сосудов, обменных процессов в коже
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОНИЦАЕМОСТИ РОГОВОГО СЛОЯС помощью аппарата "КДУ-3"Состояние рогового слоя эпидермиса, его устойчивость к воздействию раствора едкого натрия
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕРМОГРАФИЗМАДермографом или проведением тупым предметом (рукояткой молоточка, шпателем) на отдельных участках кожиСтепень возбудимости сосудистой стенки
МЫШЕЧНО-ВОЛОСКОВЫЙ РЕФЛЕКСПроведение холодным предметом или ватой, смоченной эфиром, на любом участке кожиСостояние вегетативных нервов кожи
ФАРМАКОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОБЫНанесение царапины через каплю раствора гистамина, морфина, адреналина или ацетилхолинаСостояние сосудистых рефлексов
РЕАКЦИЯ "ВОСПЛАМЕНЕНИЯ"Пероральный прием или внутривенное введение никотиновой кислотыФункциональное состояние сосудов кожи
ПРОБА НА ГИДРОФИЛЬНОСТЬВведение внутриэпидермально 0,2 мл физиологического раствораВодный обмен
СИМПТОМ ЩИПКА, ЖГУТААктивное сдавливание между пальцами складки кожи или наложение на 5 минут кровоостанавливающего жгутаХрупкость капилляров
ТЕСТЫ С ХИМИЧЕСКИМИ АГЕНТАМИа) кусочек марли в 4 слоя 1X1 см смачивается испытуемым веществом и накладывается на предплечье под компрессную бумагу на 24 часа
б) испытуемое вещество наносится на кожу в растворе капельно
Чувствительность к химическому раздражителю
ТЕСТЫ С БАКТЕРИАЛЬНЫМИ И ГРИБКОВЫМИ АНТИГЕНАМИВнутрикожное введение 0,1 мл грибкового или бактериального антигена (туберкулина, кандидина) или насечка пером через каплю указанных антигеновАллергическую реактивность организма к бактериям и грибам
ЙОДИСТАЯ ПРОБАНаложение 50% йодистого калия на вазелине на кожу или прием внутрь 1 столовой ложки 4% йодистой щелочиПереносимость йодистых препаратов, дерматоз Дюринга
ПОСЛОЙНОЕ ПОСКАБЛИВАНИЕЛегкое поскабливание предметным стеклом поверхности элементаСкрытое шелушение, терминальную пленку, характер кровотечения
ДИАСКОПИЯНадавливание стеклом или диаскопом на элементВыявление характерного цвета инфильтрата ("яблочное желе")
ПРОБА ЗОНДОМНадавливание пуговчатым зондом на элементКонсистенцию элементов (состояние эластики), болезненность
ПРОБА БАЛЬЦЕРАСмазывание 2% настойкой йода пораженного участка кожи и наблюдение за его окраскойОтрубевидное шелушение
СИМПТОМ БЕНЬЕ-МЕЩЕРСКОГОСнятие чешуек с поверхности очага красной волчанки активным поскабливаниемБолезненность
СИМПТОМ НИКОЛЬСКОГОПотягивание за покрышку пузыря в сторону здоровой кожи или потирание видимо здоровой кожи и слизистойНарушение нормальной связи между клетками шиповидного слоя
ПРОСВЕТЛЕНИЕ РОГОВОГО СЛОЯСмазывание растительным маcлом элементов Неравномерность развития зернистого слоя
ВЫЯВЛЕНИЕ ЧЕСОТОЧНЫХ ХОДОВСмазывание подозрительных участков кожи чернилами или метиленовым синимРазрыхленность рогового слоя
ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯОсвещение пораженных волос или кожи лампой ВудаСвечение или гашение свечения
ЗАБОР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (волос, чешуек)Выдергивание пинцетом измененных волос или их "пеньков", соскабливание чешуек из очагаНаличие возбудителей грибковых заболеваний и кожных паразитов

IV. Контрольные вопросы:

  1. Особенности обследования дерматологического больного.
  2. К полостным или бесполостным морфологическим элементам относится волдырь и механизм его образования.
  3. В чем разница между папулой и бугорком?
  4. Каковы исходы узла?
  5. Что такое акантоз и какие морфологические элементы могут возникать при его развитии?
  6. Какие патогистологические изменения в коже возникают при образовании пузырей?
  7. Что такое лихенификация?
  8. Чем отличается эрозия от язвы?
  9. Какая разница между рубцом и рубцовой атрофией?
  10. Каковы особенности морфологических элементов (первичные и вторичные) при расположении их на слизистой оболочке рта?
  11. Как проводить диаскопию и что она выявляет?
  12. Что такое мономорфная и полиморфная сыпь?

V. Решите следующие задачи:

  1. На коже больного рассеяны белые пятна округлой формы, различных размеров, поверхность их слегка шелушится. Крупные пятна имеют фестончатые границы. Рядом располагаются папулезные элементы и бляшки. Можно ли определить являются ли депигментированные пятна первичными или вторичными и каков их характер у данного больного? ( [показать] )
  2. У больного на красной кайме губ располагается поверхностный дефект величиной 1X1 см. Как определить, является ли он эрозией или язвой? ( [показать] )
  3. На коже лица у больного располагаются сгруппирован-но возвышающиеся над уровнем кожи бесполостные элементы размером 0,5X0,5 см, округлой формы, среди них располагаются такой же величины язвочки, покрытые корочками, и мелкие рубцы различной окраски - синюшной и бурой. Какие первичные морфологические элементы имеются у больного и с какими элементами их надо дифференцировать? ( [показать] )

ЛИТЕРАТУРА

  1. Павлов С. Т., Шапошников О. К., Самцов В. И., Ильин И. И. Кожные и венерические болезни. М., 1975, с. 6-19, 28-42.
  2. Рыбаков А. И., Платонов Е. Е. Терапевтическая стоматология. М., 1968, с. 273-274.
  3. Учебное пособие к практическим занятиям по дерматовенерологии. Под ред. проф. Марьясиса Е. Д., Ставрополь, 1975, с. 15-25.
  4. Боровский Е. В., Грошиков М. И., Патрикеев В. К. Терапевтическая стоматология. М., 1973, с. 32-35; 67-71.
  5. Рыбаков А. И., Банченко Г. В. Заболевания слизистой оболочки полости рта. М., 1978, с. 11-20; 28-31; 36-39.
  6. Скрипкин Ю. К. Кожные и венерические болезни. М., 1979, с. 18-32; 47-77.

ИСТОЧНИК: Методические указания к практическим занятиям по дрематовенерологии для студентов стоматологического факультета под ред. проф. Е.Д.Марьясиса, СГМИ, Ставрополь, 1980




 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----