kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Основы медитации

Мое знакомство с медитационными состояниями сознания состоялось примерно за два десятка лет до того, как я впервые услыхал слово "медитация". Расскажу по порядку.

В юные годы самым большим моим увлечением был спорт, а точнее бег на длинные дистанции. Тренировался я обычно в одиночестве, бегая по тропинкам и просекам малолюдного в те далекие времена Сокольнического парка. Время от времени устраивал себе "прикидки" на стадионе ЦСКА, находившемся в том же парке. Зажав в руке секундомер, я старался пробежать 5 или 10 км за рекордное для себя время. Боясь сбиться со счета, не переставая твердил про себя в такт дыханию: "Первый круг бегу, первый бегу, первый бегу"... Круг заканчивался, и я начинал снова: "Второй круг бегу, второй бегу, второй бегу"... И так все двенадцать с половиной кругов, если бежал на 5 км, или двадцать пять, если на десять.

И вот эти-то "прикидки" неожиданно открыли мне дверь в мир особых душевных состояний. Даже если установить личный рекорд не удавалось, после бега меня охватывало трудно выразимое чувство. Исчезали физическая, а за ней и душевная скованность, напряженность, и на финише чувствовал я себя новым, вольным, уверенным в себе человеком, способным справиться со всеми жизненными трудностями, свободным от беспокойства, суеты.

Обычный тренировочный бег, особенно в лесу или парке, тоже дарил хорошее самочувствие и настроение, но я отчетливо понимал, что состояние, наступающее во время "прикидок", было качественно другим, и с тех пор постоянно использовал "прикидки" не только для контроля за своей спортивной формой, но и для обретения желанного состояния души.

Много позже, будучи за рубежом, я посещал Центр медитации. Здесь инструктор обучил меня искусству вхождения в измененное состояние сознания. Следуя его указаниям, я, отрешаясь от посторонних мыслей, раз за разом повторял про себя особое слово — мантру и с удивлением наблюдал возвращение ощущений, испытанных впервые на стадионе ЦСКА в Сокольниках. Тогда я узнал, что мои "прикидки", требовавшие полной концентрации внимания и воли на поставленной цели, а также сосредоточенности на подсчете кругов, были своеобразной формой медитации и что обретение измененного состояния сознания доступно практически каждому, а не только тем, кто способен во всю прыть бежать 10 км.

Опыт свидетельствует о медитации как об эффективной аутопсихотехнике, способе воздействия человека на свою психику и управления ею для предотвращения душевных "надломов", обретения уверенности в себе, повышения энергетических ресурсов, развития и совершенствования личности.

Вы часто испытываете напряженность? Чувство тревоги? Нервничаете? Ваше кровяное давление резко подскакивает в определенных ситуациях или в определенное время? У вас неполадки со сном? В конце дня голова трещит и разваливается от боли? Многие ответят утвердительно на эти вопросы.

Так вот, медитация помогает избавиться от тревоги, навязчивых состояний, повышенной агрессивности, депрессии. Занятия медитацией могут служить альтернативой приему транквилизаторов и других лекарств.

Механизм медитации

Как же "работает" медитация, вызывающая порой такие разительные перемены в человеке? Еще древние восточные учения отмечали "двусторонний" характер человеческой психики, указывая на различие между интуицией и рассуждением, воображением и анализом.

Академик И. П. Павлов выделил два типа людей: "Жизнь отчетливо указывает, — писал он, — на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается".

Головной мозг

Исследования головного мозга, осуществленные за последние два десятилетия, приближают нас к научному пониманию явлений, на которые обратили внимание и древние учителя Востока, и знаменитый физиолог. Оказалось, что полушария головного мозга специализированы. В ведении левого полушария находятся речь, чтение, письмо, счет, решение задач, требующих применения логики, т.е. оно отвечает за рациональное, аналитическое мышление. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, целостному восприятию действительности.

Доминанта того или другого полушария определенным образом ориентирует человека. Так, доминанта левого полушария стимулирует стремление к надежному, известному, проверенному, желание избежать нового, замкнутость, скованность, жесткость мнений и суждений, упрямство, буквальность, неподвижное "я". При доминанте же правого полушария превалируют противоположные качества: принятие неопределенного, желание исследовать новое, открытость, непринужденность, гибкость, уступчивость, метафоричность, меняющееся "я".

Я вспоминаю далекие школьные годы, урок математики, на котором преподавательница вызвала к доске Тимошу — мечтательного, всегда погруженного в себя мальчика по прозвищу Утопия и попросила дать определение бесконечности. Тимоша долго мялся, переминаясь с ноги на ногу, а потом сказал: "Ну, это как коробка с мармеладом". Классная комната содрогнулась от хохота. Смеялась и учительница. Когда мы немного успокоились, она задала тот же вопрос круглому отличнику Кокушу. Тот без запинки повторил написанное в учебнике: "Бесконечность есть ничем не ограниченное пространство, время или качество". Учительница одобрительно кивнула. На перемене мы, конечно, принялись донимать Тимошу насмешками. "Как же вы не понимаете?! — возмущался он. — Ведь на коробке нарисован человек, который держит в руках такую же коробку, а на той коробке тоже человек с коробкой. И на той коробке тоже..." Мы смеялись: "Эх ты, Утопия". А вот сейчас я понимаю, что прав был Тимоша. Он, "правополушарный", сумел представить бесконечность по-своему.

Особенности "правостороннего" восприятия действительности иллюстрирует и известный рассказ Карела Чапека. Единственным свидетелем ночного дорожного происшествия, при котором проезжавшей машиной была сбита женщина, оказался поэт, запечатлевший увиденное в стихах: "В далекий Сингапур вы уносились в гоночной машине. Повержен в пыль надломленный тюльпан. Умолкла страсть. Безмолвие. Забвенье. О шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки — трагедии знаменье!" Полицейский инспектор раскрыл преступление только благодаря тому, что сумел перевести образный язык поэта на общедоступный: автомобиль преступников был коричневого цвета (в далеком Сингапуре живут смуглые малайцы), а шея лебедя, грудь и барабан означали (по сходству начертаний) цифру 235 — номер машины.

А вот противоположный пример — только "левостороннего" мышления. Психологи исследовали способности человека с поврежденным правым полушарием головного мозга. Оказалось, что речь его, в общем нормальная, имела две особенности: он мог отвечать лишь на вопросы, предполагавшие буквальное понимание, и говорил лишенным выражения, "компьютерным" голосом. Когда его попросили объяснить значение пословицы "У семи нянек дитя без глазу" он смог лишь сказать: "Это значит, что если нянек много, то ребенок может остаться без глаза".

В творческой деятельности функции двух полушарий дополняют друг друга. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое упорядочивает и систематизирует опыт, помогает избежать хаоса и неразберихи.

У детей преобладает целостное восприятие. Большинство школьных предметов требует, однако, логического мышления, левое полушарие становится доминирующим. Правое же обычно не получает достаточных стимулов для развития, и дети — поэты, художники, природные бегуны — с возрастом утрачивают свой дар. Исключение составляют лишь те, кто от природы исключительно способен или поддерживает талант упражнениями. Да, увеличиваются наши интеллектуальные способности. Но сталкиваясь в окружении и в самом себе с тем, что трудно понять умом и нельзя объяснить логикой, мы игнорируем неясное, загоняем его в подсознание, отказываясь тем самым от важных источников информации. В результате часто принимаем далеко не лучшие решения, функционируем хуже и как личности, и как организмы.

Уникальная особенность медитативных состояний состоит в том, что при них уравновешивается деятельность полушарий. Ученые, исследовавшие электрические явления в коре головного мозга испытуемых, выполнявших пратьяхару и дхарану, обнаружили, что в ходе этих йогических практик активность обоих полушарий была одинаковой. Этим и объясняют исследователи изменения в состоянии медитирующих.

Три стадии процесса медитации

Как же происходит в ходе медитации уравновешивание деятельности полушарий? Процесс медитации включает три стадии: расслабление; сосредоточение; собственно медитационное состояние, глубина которого может быть различной и зависит, в частности, от опыта занимающегося и продолжительности сеанса. Рассмотрим названные стадии по порядку.

  • Расслабление. Устранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релаксация) является условием начала медитации. Но развиваясь и переходя в сосредоточение, процесс медитации способствует дальнейшему расслаблению — здесь действует механизм положительной обратной связи.

    Чтобы облегчить расслабление и сосредоточение, медитировать следует в тихом спокойном месте, вдали от внешних раздражителей. Это требование обязательно для начинающих, но когда человек овладеет искусством медитации, оно становится менее категоричным.

  • Сосредоточение. Оказавшись в спокойном месте и приняв удобную, расслабленную позу, мы сокращаем число нервных импульсов, идущих к центральной нервной системе. Однако и в таких условиях левое полушарие головного мозга продолжает активно функционировать и в начале каждого сеанса в голову сами собой приходят разные мысли. Для успеха медитации следует, однако, эту активность свести к минимуму.

    Чтобы отключиться от ненужных мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Таким фокусом может стать дыхание медитирующего, вновь и вновь повторяемые им слова или сочетания звуков, геометрические фигуры, рисунки.

    Концентрация на выбранном объекте — дело для начинающего непростое: внимание неизбежно будет рассредоточиваться, появятся "блуждающие" мысли. Не следует бороться с ними. Важный принцип медитации — пассивность отношения ("пусть это произойдет само собой"). Пусть мысли приходят и уходят, не напрягайте волю, чтобы изгнать их. Мягко вернитесь к объекту внимания, не заботясь о том, сколько раз приходится направлять сознание к выбранному предмету.

    Можно концентрировать внимание и на движении. Медитирующий может, например, последовательно прикасаться большими пальцами рук ко всем остальным пальцам, полностью концентрироваться на этой процедуре.

    В одной из школ дзэн-буддизма — риндзай-дзане — основным методом медитации является решение иррациональной загадки, размышление над алогичным вопросом (коаном). Например, мы знаем звук хлопка двумя ладонями, но как звучит хлопок одной? В тщетных попытках найти логический ответ, левое полушарие терпит неудачу и, образно говоря, капитулирует. Происходит то же, что и при полной концентрации внимания: левое полушарие перестает доминировать.

  • Собственно медитационное состояние. Правое полушарие головного мозга, прежде подавлявшееся своим соседом, создает яркую картину бытия.

Психологи считают, что человек обычно "отсекает" часть доступной ему информации, воспринимает ее выборочно, на происходящее отвечает заученными реакциями. Это не позволяет индивидууму полностью осознать свое существование, мешает его развитию. В такой перспективе медитация предстает попыткой на какой-то период выключить концептуальную систему, временно прекратить процессы обработки информации.

Говоря другими словами, процесс медитации можно в определенной степени сравнить с отпуском. Возвращаясь к внешнему миру после кратковременной отлучки, мы находим его "новым", "другим". Наше сознание избавляется от автоматизмов, поднимается на более высокий уровень. Тогда идущие к нам из окружения или нашего же организма сигналы, не встречая больше на своем пути преград, "фильтров" системы, ведающей отбором информации, формированием моделей и созданием категорий, поступают в сознание, которое теперь может быть уподоблено зеркалу: подобно ему оно открыто всем сигналам, всех их оно отражает.

Во время медитации занимающиеся испытывают порой сильные переживания, которые заставляют взглянуть на жизнь по-новому, позволяют увидеть ее смысл, поставить перед собой новые цели и установить новые отношения не только с самим собой, но также с другими людьми, со своим окружением.

В традиции йоги считается, что цель медитации — достижение "самадхи", особого состояния интеграции всех элементов личности, характеризующегося тем, что в человеке пробуждается вдруг способность видеть и понимать явления, обычно недоступные сознанию. В этой связи описываются многочисленные случаи, которые могут быть отнесены к разряду парапсихологических. В дзэне о медитации говорят как о пути к "сатори" — пробуждению. Почему к пробуждению? Дело в том, что в восточных учениях обычное состояние человека характеризуется как "глубокий сон" или "слепота", как ориентированность на второстепенные, несущественные аспекты мира и жизни.

Приведенные выше метафоры эзотерических учений могут быть переведены на язык современной психологии как описывающие ограниченность, специфическую направленность нашего сознания, нашу приверженность стереотипам мышления, пребывание в плену определенных категориальных систем. В результате медитации приходит понимание того, что наши представления часто бывают условны и если не искажают действительность, то соответствуют ей лишь очень приблизительно. Освободившись от цензуры логики, мы освобождаем путь интуиции и иногда вдруг мгновенно получаем ответы на самые трудные вопросы. Мы пробиваемся к сокровенной глубине своего существования, открываем свое подлинное "я". Сознание проясняется, а ведь это и есть пробуждение.

Не каждый сеанс медитации приводит к потрясающим открытиям, но каждый, будучи проведен правильно, дает отдых нервной системе, заряжает ее энергией. Вы приобретаете большую свободу. Противоречивые желания, капризное настроение больше уже не терзают вашу душу, в ней мир, покой и готовность к творческому решению задач, которые перед каждым из нас ставит жизнь.

Текст: Лев Каганов

Продолжение: Азбука медитации




 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----