kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Хронология, биоритмы, здоровье

В традиционных системах индотибетской и китайской медицины отражен многовековой опыт наблюдений связи жизнедеятельности человеческого организма с сезонами года, солнечной, планетарной цикличностью. Древние врачеватели передавали его из поколения в поколение, заботясь о приумножении знаний, о реальном и вероятном в прогнозировании заболеваний, в их лечении и профилактике, по крупицам собирая все полезное для здоровья человека. И в отличие от традиционной медицины Запада здоровье и жизнедеятельность рассматривались в иных временных исчислениях и космологических воззрениях. Для знакомства с дошедшей до нашего времени системой летосчисления, принятой и ныне в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, на нашей обложке (2-я сторона) помещен календарь с небесной символикой так называемого животного цикла, с таблицей (по Ц. Д. Ламбоеву), составленной на XX столетие. Публикуемый ниже реферат посвящен обсуждению вопроса о концепции времени в традиционной системе восточной медицины.

По свидетельству исследователей древнейших письменных источников индотибетской медицины, эмпирические знания о временной организации живых систем, по существу, являются предтечей нынешних направлений в медико-биологической науке - хронобиологии, хрономедицины, хронофармакологии. В основе их лежит изучение биоритмов, отражающих сложнейшие закономерности, связанные и с периодическими гелио-геофизическими воздействиями на живые организмы.

Дело в том, что в эволюции живых существ системы биологических и физиологических процессов, их ритмы, приуроченные к определенным временным отрезкам, устанавливались в зависимости от земных, планетарных и космических влияний и воздействий, пишет Эльберт Гомбожапович Базарон в своей книге "Очерки тибетской медицины" (Улан-Уде, 1987). И древние индийские и тибетские врачеватели сумели связать свои стройные концепции и системы диагностики и лечения с этими факторами и конкретными параметрами времени. Так, в тибетской медицине сложились своеобразные знания о временной организации живых систем, сохраняющей гомеостаз организма, в ее неразрывной связи с климатогеографическими и биоэкологическими закономерностями.

Как выясняется в исследованиях текстов древнейших медицинских трактатов (основной канон тибетской медицины - "Чжуд-ши", обширный комментарий к нему - "Вай-дурья-онбо" и др.), временные параметры рассматривавшихся явлений охватывают целую систему периодов: в пределах секунды, двухчасовые, суточные, лунные (полнолуние - новолуние), сезонные (по 72 дня) с переходными периодами (по 18 дней) вплоть до 12-летнего и 60-летнего циклов.

Здесь следует, по-видимому, остановиться на системе исчисления времени.

Еще в середине II тысячелетия до нашей эры, пишет Владимир Васильевич Цыбульский в своей книге "Календари и хронологии стран мира" (М., 1982), у народов Восточной Азии появилась иероглифическая письменность, а к этому времени было накоплено немало знаний. Определялись и предсказывались новолуния, солнечные и лунные затмения, многие стихийные явления, и хотя не имелось еще точных данных о времени обращения планет (как считалось, вокруг Земли), было известно, что Юпитер совершает кругооборот примерно за 12, а Сатурн - за 30 лет.

Примечательно, что уже в середине II века Птолемей подсчитал с точностью до 10 мин видимое движение Солнца, Луны, Юпитера, Сатурна и других планет и, как было установлено позже, время обращения Юпитера - 11, 862, а Сатурна - 29,458 года.

Полный оборот Юпитера (его путь), разделенный на 12 равных отрезков (по 30°), стал основой юпитерного 12-летнего календарного цикла, причем последовательно каждой из 12 частей было дано название животного: мышь (крыса), корова (бык, вол), тигр, заяц (кролик), дракон (крокодил), змея, лошадь, овца (баран), обезьяна, курица (петух), собака, свинья (кабан). Как полагают, эту систему народы Восточной Азии восприняли от кочевников Центральной Азии, создав в IV веке до нашей эры лунно-солнечно-юпитерный календарь, в котором животные названия всех 12 лет стали лишь вспомогательным атрибутом.

Созданию этого используемого и теперь календаря предшествовало открытие закономерностей в соотношении лунных месяцев и солнечных лет (ранее было установлено, что продолжительность лунного месяца - 29,5 суток, а солнечного года - 365,25 суток). Совместить солнечный и лунный календари позволили расчеты и их упрощения, в соответствии с которыми число суток в них совпадает за 76 солнечных лет, если 7 раз за 19 лет пользоваться вставным (тринадцатым) месяцем. Так что в каждом 19-летнем периоде только 12 лет остаются двенадцатимесячными, причем очередность 7 годов со вставным месяцем непостоянна (в китайском лунно-солнечном календаре за последние два тысячелетия она менялась 9 раз, пишет В. Цыбульский, отмечая, что в XIX и XX веках очередность лет с тринадцатым месяцем следующая: 3, 6, 9, 11, 14, 17 и 19). Такой допонительный месяц может вставляться в любое время года. Подобной хронологией пользуются и во Вьетнаме, Корее, Японии.

Далее составители лунно-солнечно-юпитерного календаря подобрали такое соотношение периодов обращения планет Юпитера и Сатурна, при котором исключались бы дробные числа, с одной стороны, а с другой - подбор этот соответствовал бы принятым натурфилософским воззрениям, замечает В. Цыбульский. Действительно, на 1 оборот Сатурна вокруг Солнца приходится только 2,5 оборота Юпитера. Так было положено в основу календарного цикла время, равное 60 годам (за это время Сатурн совершает 2 оборота, а Юпитер - 5). А число 5 являлось символом пяти элементов природы, каждому из которых соответствует свое цветовое обозначение (синий или зеленый, красный, желтый, белый, черный), использовавшееся в символике планет и времен года (сезонов - стихий).

В полном соответствии с принципом единства противоположностей натурфилософия приписывала каждому из пяти элементов природы соответствующие качества (в частности, положительное и отрицательное), рассматривала различные начала (мужское и женское). Символически это было обозначено парами циклических знаков: пять элементов имеют десять небесных ветвей (цзя, и; бин, дин; у, цзы; гэн, синь; жэнь, гуй), расположенных в схеме 60-летнего календарного цикла по горизонтали. А по вертикали двенадцать земных корней обозначают 12 земных лет (время 1 оборота Юпитера вокруг Солнца), каждому из которых в силу древнейших традиций приписывают название животного. При пересечении в схеме последовательно по годам 12-летнего животного цикла образуются 60 неповторяемых сочетаний. Это порядковые номера каждого года в пределах 60-летнего цикла, не повторяющиеся по названию (например, 1-й год цикла - цзя цзы, а 50-й - гуй хай).

Двойное название обеспечивает неповторяемость обозначения каждого года (в пределах 60-летнего цикла) - первым называется знак небесной ветви, вторым - знак земного корня.

Что касается животных названий, то такую роль играет цветовая символика. Каждое название животного в 60-летнем цикле встречается 5 раз (напомним: 5 оборотов Юпитера - пять 12-летних циклов), т. е. через каждые 12 лет. И обозначается оно каждый раз другим цветом - одним из 5 цветов, причем последовательности небесных ветвей, условно говоря, соответствует следующая: синий, красный, желтый, белый, черный (в которой каждый цвет используется по 2 раза подряд).

Так что в пределах 60-летнего цикла только 1 раз встречается любое сочетание цвета и названия животного, обозначающее порядковый номер года. Например, желтая змея (6-й год 60-летнего цикла) или следующий за ним год белой лошади (7-й год цикла).

В лунно-солнечно-юпитерном календаре количество дней в году непостоянно (и 353, и 355, и 385), в нем нет и строгого чередования лунных месяцев в 30 и 29 дней, а Новый год григорианского календаря приходится на числа в пределах от 21 января до 20 февраля.

Например, нынешний год желтой змеи насчитывает 355 дней, начинается 6 февраля, состоит из 12 лунных месяцев (вставного не имеется), из коих 5 - по 29, остальные - по 30 дней. Последний лунный месяц года начинается 28 декабря, состоит из 30 дней, а следовательно, следующий год - белой лошади (284 дня) - начнется 17 января 1990 года.

Так выглядит традиционный 60-летний лунно-солнечно-юпитерный календарь, завезенный из Китая в Японию в III веке нашей эры, который существует ныне в странах Восточной Азии (в Корее, Вьетнаме и др.) наряду с официально введенным григорианским календарем.

Сочетания знаков 60-летнего цикла лунно-солнечно-юпитерного календаря

 
Небесные ветви (циклические знаки)
Название животного
Земные
корни
 
Дерево
Огонь
Земля
Металл
Вода
Цзя I
И II
Бин III
Дин IV
У V
Цзы VI
Ген VII
Синь VIII
Жэнь IX
Гуй X
1. Цзы
1
 
13
 
25
 
37
 
49
 
Крыса (мышь)
2. Чоу
 
2
 
14
 
26
 
38
 
50
Корова (бык)
3. Инь
51
 
3
 
15
 
27
 
39
 
Тигр
4. Мао
 
52
 
4
 
16
 
28
 
40
Заяц
5. Чень
41
 
53
 
5
 
17
 
29
 
Дракон
6. Сы
 
42
 
54
 
6
 
18
 
30
Змея
7. У
31
 
43
 
55
 
7
 
19
 
Лошадь
8. Вэй
 
32
 
44
 
56
 
8
 
20
Овца (баран)
9. Шень
21
 
33
 
45
 
57
 
9
 
Обезьяна
10. Ю
 
22
 
34
 
46
 
58
 
10
Курица
11. Сюй
11
 
23
 
35
 
47
 
59
 
Собака
12. Хай
 
12
 
24
 
36
 
48
 
60
Свинья (кабан)

треугольник

Элементы природы
Стихии
Цвета
Графическое направление
Планеты
Небесные ветви
1. Дерево
Весна
Зеленый или синий
Восток
Юпитер
Цзя
И
2. Огонь
Лето
Красный
Юг
Марс
Бин
Дин
3. Земля
Конец лета
Желтый
Центр (середина)
Сатурн
У
Цзы
4. Металл
Осень
Белый
Запад
Венера
Ген
Синь
5. Вода
Зима
Черный
Север
Меркурий
Жэнь
Гуй

квадрат

Мышь
1 синий
13 красный
25 желтый
37 белый
49 черный
Корова
2 синий
14 красный
26 желтый
38 белый
50 черный
Тигр
3 красный
15 желтый
27 белый
39 черный
51 синий
Заяц
4 красный
16 желтый
28 белый
40 черный
52 синий
Дракон
5 желтый
17 белый
29 черный
41 синий
53 красный
Змея
6 желтый
18 белый
30 черный
42 синий
54 красный
Лошадь
7 белый
19 черный
31 синий
43 красный
55 желтый
Овца
8 белый
20 черный
32 синий
44 красный
56 желтый
Обезьяна
9 черный
21 синий
33 красный
45 желтый
57 белый
Курица
10 черный
22 синий
34 красный
46 желтый
58 белый
Собака
11 синий
23 красный
35 желтый
47 белый
59 черный
Свинья
12 синий
24 красный
36 желтый
48 белый
60 черный

Как же рассматривались в древнейших индотибетских трактатах здоровье и жизнедеятельность человека в рамках такой временной периодизации?

Согласно тибетским медико-астрологическим представлениям, свидетельствует Э. Базарон (1987), в отношении здоровья человека имели большое значение именно 12-летние циклы. Неповторимые в пределах цикла сочетания года, стихии, окраски и так называемых менге использовались для определения физических, эмоциональных и интеллектуальных циклов, установления генетической совместимости в супружеской жизни, а также для учета влияния циклически изменяющихся факторов окружающей природной среды, включая гелиогеофизические и метеорологические (дословно менге означает родимое пятно, и оно приписывалось цифрой от 1 до 9 каждому году 12-летнего цикла, так что каждое сочетание менге с годом повторялось лишь через 36 лет).

В пределах 60-летнего цикла день рождения человека наступает через каждые 12 лет, и такой год предполагается условно отрицательным для женщин на 49-м, а для мужчин - на 61-м году жизни ввиду ослабления внутренней энергии и наступления смещения (десинхроноза) во всех трех регулирующих физиологических системах организма. В трактатах они обозначены понятиями рлунг (газы, ветер, пневма), мкхрис (желчь) и бад-кан (слизь), встречаются в рассуждениях о патогенезе болезни, при определении ее причин, характеристике конституции человека, взаимоотношений его с окружающей средой.

Эти абстрактные понятия используются во всех теоретических и клинических разделах трактатов, а также в разделах по фармакотерапии (Базарон Э. Г., Асеева Т. А. "Вайдурья-онбо" - трактат индотибетской медицины,- Новосибирск, 1984).

Примечательны в тибетской медицине указания на возрастные особенности функционирования перечисленных трех регулирующих систем. Согласно трактату "Чжуд-ши" периодом детства считается возраст до 16 лет, а зрелый возраст - когда разовьются основные силы организма, органы чувств, внешний вид, мужественность и силы - до 70 лет, после чего наступает период старости. И если преимущественно в пожилом возрасте наблюдаются расстройства системы рлунг, а в зрелом - мкхрис, то в младенческом - бад-кан (Э. Базарон 1987).

Особый интерес представляет обнаруженная в трактатах исследователями периодизация максимальной активности и спада трех физиологических систем в пределах суточных, месячных и сезонных биологических ритмов. В трактате "Чжуд-ши" (том I, глава 3), пишет Э. Базарон, сказано, что болезни системы рлунг (нервные) проявляются летом на рассвете и вечером, что подтверждается многочисленными наблюдениями развития инфаркта миокарда и сосудистых нарушений головного мозга у пожилых людей именно в эти часы суток. Болезни системы мкхрис, ответственной за пищеварение, всасывание, энергетические процессы, ассимиляцию, склонны проявляться осенью в полдень, в ночь, а болезни системы бад-кан, регулирующей утилизацию питательных веществ, обменные процессы,- весной в сумерки и поутру. Но вот лекарства, например, от болезней рлунг наиболее эффективно действуют в начале лета на рассвете и вечером.

В оценке древних медиков так называемых сил организма в зависимости от сезона, движения Солнца и от лунных фаз прослеживается, считает Э. Базарон, огромный опыт наблюдений и знание сезонных биоритмов. Предполагается, что силы организма достаточно велики зимой, наименьшие - летом, средние - осенью. В этой связи тибетские медики считали наиболее благоприятным периодом для половой и детородной функции зимнее, а наименее благоприятным - летнее время, умеренным - весну и осень. Что касается прогнозирования здоровья новорожденных, полагали, что дети, зародившиеся в утробе матери осенью и зимой,- наиболее жизнестойкие, рождаются с хорошей жизненной энергией.

Временные параметры использовались в тибетской медицине не только при распознавании болезней, но и при назначении лечебных мероприятий, учитывались в профилактических мероприятиях. Этим, например, объясняется профилактическое лечение с первых чисел лунного месяца болезней злых духов (по описаниям клинических признаков речь шла о кровоизлиянии в мозг, с параличами, об инфаркте миокарда, острых психических заболеваниях, эпилепсии и др): потенциально угрожающие периоды заболевания и обострений определялись по лунному календарю. В частности, для развития инсультов опасными днями считались особенно для людей 60 лет и старше 4, 8, 11, 15, 18, 22, 25 и 29-й день лунного месяца (Чжуд-ши. т.II. Гл. 80). Лечение определенных болезней лекарственными препаратами, акупунктурой, минеральной водой и другими физиотерапевтическими процедурами проводилось в оптимальные периоды времени суток, месяца, сезона года.

По свидетельству Э. Базарова, представления о зависимости сил организма и вкусов от сезонов года или годовой цикличности (что по современным понятиям соответствует гелиогеофизическим факторам) ясно изложены в 14-й главе II тома "Чжуд-ши". При этом различаемые в тибетской медицине 6 вкусов представляли собой характеристику не только пищевых продуктов, но и лекарственных средств, в которых преобладание того или иного вкуса также ставилось в зависимость от сезонов года, интенсивности солнечной радиации и других климато-географических условий.

подготовил Л. ЖУКОВ


 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----