kub
Островок  здоровья

----
  
записная книжка врача акушера-гинеколога Маркун Татьяны Андреевны
----
 
 
 

Как свои проблемы превращать в свои достижения

Виктория Барцалкина,
психолог

Трудные жизненные ситуации даются нам не просто так. Они — возможность для самосовершенствования.

Наше общество характеризуется, на мой взгляд двумя тенденциями, которые сразу бросаются в глаза. Это высокий уровень агрессии и негативное мышление большинства его членов — депрессивное, с отрицательными ожиданиями, неверием в свои силы. Жить в таких условиях очень тяжело.

Некоторых людей возникающие на их пути трудности стимулируют, они активизируют свои внутренние резервы и начинают бороться с ними. Но основная масса при столкновении с жизненными проблемами замыкается в себе, не умея эти трудности преодолевать, начинает болеть. В результате их жизнь становится грустным фактом выживания — и не более того.

Это феномен нашего сегодняшнего бытия, который мне хотелось бы проанализировать с тем, чтобы поискать выход из создавшейся ситуации.

Как правило, реакция человека на жизненные трудности бывает двоякой. Я назвала бы одну из них позицией жертвы, а другую — позицией ученика. Эти жизненные позиции формируют отношение человека ко всем происходящим событиям. В соответствии с ними человек принимает решения, выстраивает свои отношения с окружающими. От них зависит его душевный и физический комфорт.

Подавляющее большинство людей при встрече со сложностями жизни занимают позицию жертвы. Эта позиция может быть как пассивной, так и активной. Когда человек начинает ощущать себя жертвой, у него развивается чувство вины. Оно давит на него, как могильная плита, поскольку, как правило, он не знает, что ему делать с этим чувством. Это — пассивная жертва, которая постоянно винит себя в случившемся и в результате доходит до нервных и психологических срывов, т.к. все события воспринимаются и рассматриваются ею только в одном аспекте — аспекте наказания. Но человеку существовать в роли наказанного, как он думает, неизвестно за что, очень трудно.

Поэтому некоторые люди склонны в таких ситуациях обвинять во всех своих бедах не себя, а других людей, алую судьбу или Господа Бога. Чтобы уйти от решения проблем, всегда проще занять позицию обвинителя. Такая позиция, как правило, сочетается с агрессией, поскольку, чтобы защищаться, нужно проводить активные действия. Вскоре защитная позиция полностью перерастает в агрессию. Перед нами появляется жертва активная.

Любая жертва, активная в особенности, всегда задает себе один и тот же вопрос — почему? Почему со мной это случилось или почему со мной так поступили? Отвечая на этот вопрос, жертва и берет на себя роль обвинителя, которому легко предъявить претензии внешнему миру, будь то другой человек, с которым связана проблема, или негативные социальные условия. Чтобы дать выход агрессии, нужно отыскать конкретного виновника и переложить на него вину, т.е. сделать уже его жертвой собственной агрессии.

Часто это можно наблюдать в супружеских отношениях, когда жена, к примеру, считает себя жертвой недостаточного внимания со стороны мужа. Она начинает его обвинять в этом и формирует у него чувство вины. Тем самым она, становясь в позицию обвинения, ставит себя и мужа на разные уровни: себя на более высокий, а его — на более низкий. Это дает ей возможность манипулировать другим человеком — как бы формировать именно то отношение, которое ей нужно.

Жертва-агрессор постоянно терроризирует свою жертву. Если позиция пассивной жертвы приводит к тому, что человек заболевает сам, то агрессивная жертва заставляет болегть других людей. Поэтому позиция жертвы со всех точек зрения непродуктивна, особенно, если говорить о душевном и физическом здоровье.

В позиции жертвы есть еще аспект, связанный с тем, что человек испытывает страх при решении подобных внутренних противоречий. И жизнь в этой ситуации представляется цепью фатальных событий. Человек не видит для себя никакой возможности эти противоречия решить, и, как страус, закапывает голову в песок. И в этом смысле фатализм становится основой его отношения к миру. Есть немало людей, которые таким образом уходят от проблем внешнего мира и от себя самих.

Этой позиции я хочу противопоставить другую более продуктивную. Я предлагаю вырабатывать в жизни позицию не жертвы, а ученика.

Если в позиции жертвы оценка трудной ситуации осознается только в аспекте наказания, когда человек задает себе вопрос "почему?", то в позиции ученика осмысление трудностей, вставших на пути, начинается с качественно иного вопроса — для чего мне это дано? Далее осмысление событий должно продолжаться в трех аспектах — наказания, милости и предостережения. Сам вопрос активизирует серьезные внутренние процессы осознания: человек начинает думать о смысле собственной жизни, выходит за рамки конкретного события, которое с ним произошло, и рассматривает его в более широком контексте. И тогда жизнь представляется непрерывным процессом обучения, ученичества.

Несомненно, при этом приходится совершать трудную работу над собой, потому что обучаться вообще трудно. Но наказание уже воспринимается не как фатальность, а как некий сигнал к тому, чтобы человек остановился и задумался, для чего ему эта ситуация дана. Если он задает себе вопрос "для чего?", одним этим он уже преодолевает позицию жертвы.

По словам Гегеля, остановленное движение есть мысль. И действительно, начинается процесс глубоких размышлений над тем, что явилось движущей силой конкретного события. Давайте представим такую ситуацию, молодой человек не поступил в институт. В этой ситуации можно очень быстро превратиться в жертву — обвинить себя или всех вокруг. Но возможно, это был сигнал к тому, что человек должен более глубоко оценить создавшееся положение. Может быть, это и предостережение, чтобы не поступать в этот вуз вообще. Человек, вступающий во взрослую жизнь, вдруг начинает понимать, что его предназначение в чем-то другом.

Иными словами, возникший барьер сначала заставляет задуматься, проанализировать ситуацию, увидеть ее противоречивость, а затем предоставляет право выбора, но выбора уже сознательного. И в этом смысле открывается другая возможность, открывается видение того, в каком направлении нужно себя развивать.

Ну а если надо было просто кому-то дать взятку? Да, если я нахожусь в позиции жертвы, я должен дать взятку и таким образом решить проблему. Но тогда мое поступление в вуз зависит только от внешних обстоятельств. Если же я нахожусь в позиции ученика, то для меня случившееся — путь к собственному совершенствованию, и если я снова выберу тот же институт, тогда это даст возможность действительно хорошо подготовиться к поступлению. Поэтому мы говорим о том, что сама жизнь становится учителем.

И вот когда наказание воспринимается как сигнал "остановись и подумай", когда открылся путь собственного развития, происходит новая трансформация в сознании. Приходит понимание, что, слава тебе, Господи, это препятствие было, потому что я знаю теперь, в каком направлении мне надо расти, как дальше выстраивать свои отношения с миром. Это действительно милость.

Если наказание активизирует мой анализ, то осознание, что мне была оказана милость, — это реакция на те выводы, которые я делаю из этого анализа. Следующий аспект — предостережение выступает как некий прогностический момент. Потому что я уже вижу то направление, в котором мне надо двигаться.

Когда мы задаем вопрос "для чего?", мы ориентированы не на прошлое, как жертва, задающая вопрос "почему?", а на будущее. И муки выбора правильного решения равноценны мукам рождения личности. Это очень существенное обстоятельство, потому что позиция ученика позволяет не только достойно выйти из трудной ситуации, но и выйти из нее обогащенным.

Позиция ученика предполагает постоянное нахождение в процессе ученичества. Поэтому любое событие собственной жизни человек делает предметом для своего личностного роста, а следовательно, предметом для своего духовного развития и предметом для поддержания своего здоровья.

Любое событие в своей жизни имеет смысл рассматривать как зерно на мельнице собственного духа. Если мы будем постоянно находиться в процессе ученичества, если будем осуществлять осознанный выбор в каждой ситуации, то мы активизируем все свои позитивные резервы и на физическом уровне, и на духовном.

Как конкретно может меняться позиция жертвы на позицию ученика?

Чаще всего к таким трансформациям приводят сильные эмоциональные переживания. И одно из таких переживаний — потеря близкого человека. Действительно, это событие стрессовое и, как мне приходилось наблюдать, все мои пациенты, перенесшие потерю близкого человека, попадают в ситуацию жертвы.

Моя пациентка потеряла сына. Женщина переживала сильнейший шок и горько сетовала на несправедливость судьбы. Она постоянно задавала один и тот же вопрос: почему именно мой сын и за что нас так наказали? Чувство несправедливости наказания, которое ей было послано, рождало чувство сильной агрессии. Ей казалось, что рядом было очень много людей, которые больше заслуживают этого наказания. Несправедливость судьбы родила в ней чувство безнадежности и разочарования.

В результате, ее здоровье крайне расстроилось. Она лежала в психиатрической больнице, и психотропные препараты давали облегчение лишь на некоторое время. И это было самым страшным. В первую очередь необходимо было дать возможность женщине пережить все отрицательные эмоции, которые она испытывала.

И ей предложили писать дневник. Каждый день она описывала в дневнике собственные чувства. Этот дневник стал показателем ее внутренних трансформаций. Сначала она ощущала себя лишь несчастной жертвой. Потом ее видение ситуации стало более целостным и глубоким. После объективного анализа всей прошлой жизни зазвучал сам факт тайны события, с которым столкнула ее жизнь, — тайны смерти.

Она осознала впервые — это был ключевой момент в трансформации сознания — свое бессилие перед той ситуацией, в которой она оказалась. Она начала понимать, что человек существует в двух мирах — материальном и духовном — и живет по этим законам, что силы его ограничены и его влияние на духовные законы не распространяется.

У женщины ушло чувство вины за то, что умер ее ребенок. В ней совершилось открытие: она начала анализировать свою жизнь с позиции того, а было ли нечто духовное в ее жизни. Она стала соразмерять события собственной жизни с этим вторым планом — планом духовности. В результате она стала рассматривать любое событие в жизни как ученик, что привело к позитивным изменениям в ее здоровье.

Можно сказать так, что в ситуации, когда человек задает себе вопрос "для чего?", он отказывается от себя настоящего в пользу себя будущего, одновременно с этим воспринимая себя настоящего как ступеньку к будущему. И тогда окружающий мир начинает меняться самым чудесным образом.

Ученик берет на себя ответственность за то, что происходит в мире. Да, мир остался прежним, но отношение ученика к нему меняется, он являет собой другой тип отношения к миру. Он не оценивает, но понимает.

Жертва не способна посмотреть на ситуацию с позиции другого человека. Ей этого и не надо, ее позиция — защитная. Ученик не стоит в защитной позиции. Он понимающий, он — подвижен. И в этом смысле он обретает много способностей — встать в позицию другого и посмотреть на ситуацию глазами другого человека, выйти за пределы сложившейся ситуации, посмотреть на нее извне. А это открывает путь для наилучшего решения любой жизненной ситуации.

Его покидает страх. Он уже не боится тех трудностей, которые будут встречаться на пути, потому что у него позиция принимающая, позиция благодарности за любую обучающую ситуацию.

Страшную долю уготовила судьба великому английскому поэту XVII века Джону Мильтону. Ему довелось участвовать в событиях английской буржуазной революции, и, когда она закончилась разгромом освободительного движения, Мильтон потерял все, что составляло для него ценность в жизни. Он был брошен за решетку, лишился всей собственности. Пока он находился в тюрьме, он потерял зрение, умерли его любимая жена и ребенок. Нищий и без крова, Мильтон жил у своих друзей и продавал остатки книг из своей библиотеки. Ему было 42 года.

На грани отчаяния и самоубийства Мильтон начал осмысливать события своей жизни. Он судил себя беспощадным судом и оценивал происходящее как возмездие за участие в событиях, которые привели к человеческим жертвам. Все свои размышления он описал в ставших знаменитыми поэмах "Потерянный рай" и "Возвращенный рай".

Как милость он воспринял свое неожиданное поэтическое избранничество и осознание истинного предназначения человека. Предостережением явилось понимание, что люди не должны проливать кровь друг друга, а искать истину мирным путем через обретение Бога в душе. В "Сонете к слепоте" Мильтон писал, что он благодарен своей слепоте за это внутреннее прозрение. Поэтическое творчество сделало Мильтона знаменитым на весь мир. Его поэмы до сих пор актуальны глубиной анализа тернистого пути человека к собственному совершенствованию.




 
 

Куда пойти учиться



 

Виртуальные консультации

На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании полученных фактов.

Медицинский форум КОМПАС ЗДОРОВЬЯ

Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся! Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.

Подробнее см. Правила форума  

Последние сообщения



Реальные консультации


Реальный консультативный прием ограничен.

Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.

Заметки на полях


навязывание услуг компании Билайн, воровство компании Билайн

Нажми на картинку -
узнай подробности!

Новости сайта

Ссылки на внешние страницы

20.05.12

Уважаемые пользователи!

Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал, запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.

Тема от 05.09.08 актуальна!

Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на нашем форуме

05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 - Международной классификации болезней, 10-я редакция.

Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме

25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через раздел форума "Компас здоровья" - Библиотека сайта "Островок здоровья"

Островок здоровья

 
----
Чтобы сообщить об ошибке на данной странице, выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Выделенный текст будет отправлен редактору сайта.
----
 
Информация, представленная на данном сайте, предназначена исключительно для образовательных и научных целей,
не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения, и не может служить заменой очной консультации врача.
Администрация сайта не несёт ответственности за результаты, полученные в ходе самолечения с использованием справочного материала сайта
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии размещения активной ссылки на оригинальный материал.
© 2008 blizzard. Все права защищены и охраняются законом.



 
----